Проблема пьянства одна из самых глобальных проблем, которую вынуждено решать наше государство на современном этапе. Это связано с тем, что значительное количество преступлений и правонарушений совершается в состоянии алкогольного опьянения.
Одним из профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений, совершаемых гражданами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, является направление таких граждан в лечебно-трудовые профилактории.
В лечебно-трудовые профилактории могут направляться:
граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с настоящим Законом о возможности направления в лечебно-трудовые профилактории и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
граждане, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, которые дважды в течение года нарушили трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в связи с этим были предупреждены о возможности направления в лечебно-трудовой профилакторий и в течение года после данного предупреждения нарушили трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
Подготовка материалов и подача в суд заявлений о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории возложена на органы внутренних дел.
Проведенная прокуратурой района проверка показала, что указанная работа в Лиозненском РОВД организована ненадлежащим образом и требует активизации.
В состоянии алкогольного опьянения в 2016 году совершено 36 преступлений, что составляет 30,3 % от общего числа зарегистрированных и значительно выше среднеобластного показателя 21,7 %.
Так, в 2016 году в ЛТП было направлено только 16 лиц (в 2015 году – 17 лиц), что является недостаточным. При подготовке материалов в суд выявлены неединичные нарушения требований законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (далее – Закон об ЛТП), медицинское освидетельствование гражданина, который в течение года три и более раза привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, проводится в целях установления наличия либо отсутствия у него заболевания хроническим алкоголизмом и наличия либо отсутствия заболевания, препятствующего его нахождению в лечебно-трудовом профилактории.
Медицинское освидетельствование данных граждан проводится по постановлению начальника территориального органа внутренних дел или его заместителя после вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания (ч. 5 ст. 5 Закона об ЛТП).
Несвоевременное направление граждан для прохождения медицинского освидетельствования не способствует достижению цели предупреждения совершения гражданами новых правонарушений.
Так, Житков А.В. был привлечен к административной ответственности по ст. 17.3 КоАП Республики Беларусь 07.04.2016, 21.05.2016, 25.06.2016, а направлен на медицинское освидетельствование только 05.01.2017.
Курочкина Ю.А. была привлечена к административной ответственности по ст. 17.3 КоАП Республики Беларусь 19.10.2015, 06.11.2015, 20.12.2015, а направлена на медицинское освидетельствование только 19.07.2016.
Имеют место факты, когда граждане направляются на медицинское освидетельствование преждевременно, до вступления в законную силу третьего постановления о наложении административного взыскания (в случае обжалования и отмены такого постановления проведение медицинского освидетельствования будет незаконным).
Так, например, Павловский В.И. был привлечен к административной ответственности по ст. 17.3 КоАП Республики Беларусь 25.02.2015, 20.06.2015, 25.08.2015 и направлен на медицинское освидетельствование уже 26.08.2015.
Аналогичная ситуация имело место и при направлении на первое медицинское освидетельствование Акулича А.Н., Джамбулатовой Н.В.
Также имели место факты направления на повторное медицинское освидетельствование до вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания (материалы в отношении Житкова А.В., Акулича А.Н.), чем нарушены требования ч. 1 ст. 7 Закона об ЛТП.
Выявлен факт несвоевременной подготовки материалов для направления Горячева А.А. в лечебно-трудовой профилакторий.
Так, Горячев А.А. был 5 раз (в соответствии с Законом об ЛТП необходимо 3 раза) привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения: 29.07.2015, 30.11.2015, 04.01.2016, 22.01.2016, 19.02.2016. Направлен для прохождения медицинского освидетельствования только 09.03.2016. После объявления 21.03.2016 Горячеву А.А. предупреждения о возможности направления в лечебно-трудовой профилакторий, последний вновь был 5 раз (в соответствии с Законом об ЛТП необходимо одно привлечение) привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения: 21.07.2016, 26.07.2016, 27.10.2016, 03.11.2016, 09.11.2016. Направлен для прохождения медицинского освидетельствования только 17.11.2016.
Таким образом, Горячевым А.А. было совершено 10 административных правонарушений, прежде чем последний был направлен в лечебно-трудовой профилакторий.
Нарушения, допущенные при подготовке материалов для направления в лечебно-трудовой профилакторий Павловского А.А., Акулича А.Н., Курочкиной Ю.А., повлекли вынесение судом Лиозненского района решений об отказе в удовлетворении требований о направлении данных граждан в лечебно-трудовой профилакторий.
Также по результатам рассмотрения дел в отношении Курочкиной Ю.А. и Житкова А.В. в адрес начальника Лиозненского РОВД вынесены частные постановления.
Также в изученных делах отсутствовали паспортные данные лиц, направляемых в лечебно-трудовой профилакторий, сведения о привлечении их к административной и уголовной ответственности (материалы в отношении Павловского В.И., Курочкиной Ю.А.). Ни в одном из изученных дел не имелось справок о том, что лица состоят на учете у врача-нарколога.
Не на должном уровне находится работа Лиозненского РОВД по выявлению мест незаконного производства и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта.
Результативность данной работы в 2016 году снижена по сравнению с 2015 годом. Так, в 2016 году к административной ответственности за незаконный оборот алкогольной продукции привлечено 33 лица (в 2015 году – 67), изъято самогона и самогонной браги 92,7 литра (2015 год 4 775 литров), прочей алкогольной продукции 349,3 литра (2015 год – 2 074 литра).
Недостаточно уделяется внимания сотрудниками Лиозненского РОВД и вопросам ограничения граждан, злоупотребляющих спиртными напитками, в дееспособности. Так, в 2015-2016 годах судом Лиозненского района не ограничено в дееспособности ни одного лица (прокуратурой района в 2015 и 2016 годах в суд направлено по одному такому заявлению).
Причинами и условиями, способствовавшими нарушениям законодательства, явились недостаточное знание сотрудниками Лиозненского РОВД требований действующего законодательства и ведомственных нормативных актов, ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также недостаточный контроль руководства Лиозненского РОВД за деятельностью подчиненных сотрудников.
Заместитель прокурора Лиозненкого района А.В. Демидовец