Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Лиозненский районный исполнительный комитет
Главная / Новости / Новости района

Новости района

5 марта 2022 года

Отважная пулемётчица Валентина Чудакова

 Далёкий 1943-й. Василий Иванович Аркашёв – советский и белорусский фотокорреспондент – вместе с коллегами, военными журналистами, шли в расположение 312-й стрелковой дивизии. В одном подразделении они обратили внимание на букеты полевых цветов. Оказывается, предстояло чествование отважного командира пулемётного взвода. У него оказалось три события: вручение двух боевых орденов, присвоение звания лейтенанта и день рождения. 
  В воображении представлялся бравый офицер, но тут появилась невысокого роста круглолицая девчонка с чёлкой – Валентина Васильевна Чудакова. 
  Фотокорреспонденты поздравили девушку с боевыми наградами и совершеннолетием (ей исполнилось 18 лет) и попросили показать расположение пулемётных расчётов взвода. В траншеях и землянках, на огневых позициях царили чистота и порядок. Пулемётчики были разных возрастов – от степенных бородачей до безусых юнцов. Все они любили и уважали своего необычного командира, за глаза ласково называли её «наш Чижик». 
  До войны Валентина жила в небольшом городе Дно Псковской области. Рано лишилась родителей, вместе с сестрой и братом воспитывалась у бабушки. Перед самой войной окончила восьмой класс средней школы. Когда фронт приблизился к родному городу, упросила военного шофёра подвезти её к передовой. Так она появилась в воинской части, которая вела тяжёлые оборонительные бои. Командир приказал немедленно отправить девчонку в тыл. Но она ушла на передовую. Знакомилась с оружием, училась стрелять, перевязывала раненых. Однажды, отражая вражескую атаку, погиб пулемётный расчёт. Создалось опасное положение. Валентина не растерялась. Легла за пулемёт и меткими очередями скосила цепь наступающих гитлеровцев. С того дня она стала пулемётчицей. 
  Валентину перевели в 207-ю стрелковую дивизию, которая стояла недалеко от деревни Добромысли. Попала она к пулемётчикам в роту. Посмотрела Чудакова и сердце сжалось: людей мало, поредела рота в непрерывных боях. Её предшественник ранен. И тут фашисты пошли в атаку на левое крыло нашего батальона. Девушке самой пришлось вести огонь из левофлангового пулемёта: расчёт его вышел из строя. Помогал ей в качестве второго номера её связной – рядовой Дима Шек, белорус, бывший партизанский разведчик. Это был храбрый, смекалистый парень. И контратаку они отбили с большим уроном для противника. И тогда полк ворвался в Добромысли.
 Практически сожжённая деревня запомнилась Валентине на всю жизнь. Недалеко от неё, в лесу, с женщиной случилось серьёзное происшествие. Здесь проходила граница партизанского края. Фашисты, напуганные диверсиями народных мстителей, густо заминировали лесные дороги, просеки и тропинки. Мин было столько, что наши сапёры не успевали расчищать войскам путь. На этом участке была разминирована только одна лесная тропинка. Весь полк гуськом медленно и осторожно продвигался по опасному лесу. То и дело по цепочке передавали строжайший приказ командира полка подполковника Савинова: «С тропинки не сходить! Осторожно – мины!». 
  Шёл нудный дождь со снегом. У Чудаковой промокли ноги и начали постукивать зубы. Дима Шек извлёк из каких-то своих тайников сухие портянки и предложил переобуться. Но не переобуваться же стоя! И она на один шаг сошла с тропинки и села на мшистую кочку. Сразу же под ней что-то зашевелилось и послышался лёгкий щелчок. Валентину обожгла мысль «шпрингенмина». Она едва успела крикнуть: «Ложись!». Кувыркнулась через голову носом в мох, и тут мина рванула, веером рассыпая картечины-осколки. К счастью, обошлось более-менее благополучно: легко ранило двух солдат и её. Картечина пропахала борозду во всю длину бедра, правая нога сразу онемела до самых пальцев. 
  Несмотря на трагизм ситуации, солдаты не могли удержаться от улыбки: в шинели, иссечённой осколками, лейтенант походила на бродяжку. Она была ошеломлена: не часто приходится человеку садиться на мину! Молодой комбат капитан Бессарабов поздравил раненую с благополучным исходом и отправил в медсанбат. 
  Валентина Васильевна вернулась в строй, когда завязали бой за Новое Село. Они наступали с гвардейцами на правом фланге армии. Деревня была превращена фашистами в сильный опорный пункт. 
  Бой этот был упорным и жестоким. После мощной артподготовки за огневым валом пошли наши танки с десантом автоматчиков-гвардейцев. За ним двинулись и пехотинцы. Оккупанты встретили наших солдат огнём небывалой ярости: «фердинанды» и орудия прямой наводки в упор расстреливали танки, осыпали десантников и цепи пехоты бризантными снарядами и минами. В довершении всего, несмотря на низкую облачность, налетели фашистские бомбардировщики. День вдруг погас, задавленный чёрным небом, обрушившимся на их головы. В клубах густого дыма и сплошных огневых сполохах не стало видно ни своих, ни чужих, и было немыслимо управлять огнём. Трудно сказать, сколько длился этот кромешный бой. Никогда к этому не привыкнет живой человек. Даже самые храбрые не сразу приходят в себя и не могут вспомнить, что с ними было в самый страшный момент. Важно выдержать, выстоять, сжать в комок всю волю, собрать воедино мысли. Сознание возвращается одним неуловимым толчком: «Жива!». 
  Но как трудно ни пришлось – наши танки проутюжили вражескую траншею первой линии. Высоту преодолеть они не смогли: забуксовали в вязкой глине. Но дело сделано: все в траншее! Тут уж окончательно все бойцы стали приходить в себя.
 Лейтенант удивилась и очень обрадовалась: потери оказались не столь велики, как можно было предполагать. Были живы и здоровы два командира взводов и командиры пулемётных расчётов. Из двенадцати пулемётов исправными оказались восемь. Маленькая перегруппировка – и снова можно воевать. Боеприпасы, воду и горячую пищу солдатам доставляли ночью. И так без сна и передышки трое долгих суток: контратака, отбой, опять контратака… 
  В составе 207-й стрелковой дивизии старший лейтенант Валентина Чудакова, командуя пулемётной ротой, прошла с боями Белоруссию. Пять раз была ранена. Награждена тремя орденами Красной Звезды. Ей было всего двадцать лет, когда пришла Победа. 
  После окончания войны Валентина работала народным судьёй в Ленинградской области. Но память о войне никогда не отпускала её, и тогда и она написала несколько книг о фронтовых годах. 
  Валентина Васильевна умерла в шестьдесят четыре года. Она ушла с застрявшим под сердцем вражеским осколком…

 Из фондов Лиозненского военно-исторического музея (из воспоминаний фотокорреспондента Василия Аркашёва).

"Сцяг Перамогі"
Вернуться