Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Лиозненский районный исполнительный комитет
Главная / Новости / Новости района

Новости района

29 апреля 2021 года

Последний день комбрига

 О боевых действиях партизанской бригады «Алексея», о храбрости, находчивости, воинском мастерстве её командира Алексея Фёдоровича Данукалова мы все наслышаны немало. А вот о том, каким был последний день его жизни, 27 апреля 1944 г., знают немногие. 
 Все, кто сталкивался с Алексеем Фёдоровичем, отмечали прирождённый дар полководца, железную волю и стратегический ум. Он считал, что врага нужно постоянно держать в страхе и лично планировал военные операции: налёты и диверсии, быстрые перегруппировки и моментальное появление и исчезновение в самых неожиданных местах. До самой гибели партизанский командир вёл дневник, в который каждый вечер записывал все боевые события дня. 
 А ещё комбриг стремился создать в своей бригаде хорошие условия для бойцов: действовали художественные коллективы, были свои скрипачи, поэты, композиторы, устраивались вечера музыки и поэзии, и даже выходила газета. 
 С 18 по 30 апреля 1944 г. бригада, ведя тяжёлые оборонительные бои, подвергалась систематической и сильной бомбёжке с воздуха. Противник за это время сделал 520 самолёто-вылетов. Штаб бригады располагался в деревне Великие Дольцы Ушачского района. 
 Немецко-фашистские захватчики стремились устранить Данукалова и долго охотились за ним: засылали в бригаду лазутчиков и диверсантов, неоднократно готовили на него покушение. Партизаны всё делали для того, чтобы уберечь своего комбрига от вражеской пули и яда, хотя это и нелегко было, учитывая его бесстрашие, стремление быть всегда там, где труднее и опаснее. Сто тысяч марок и поместье обещали предателям за его жизнь. Но назло врагам он оставался цел и невредим. 
 Двадцать шестого апреля заехал комбриг в партизанский госпиталь навестить раненых бойцов и командиров. Побыл в одном помещении, во втором, поговорил с ранеными, пошутил, рассказал о новостях, добрым словом подбодрил людей. Вышел в сопровождении врачей и своего адъютанта и направился через двор к следующему помещению. 
 Навстречу шёл переводчик. Человек этот в бригаде был недавно, якобы бежал из плена. Поравнявшись с комбригом, он неожиданно для всех выхватил пистолет и дважды выстрелил в Данукалова. Адъютант выбил из рук предателя оружие, а медики набросились на него и скрутили руки. Расследование показало, что стрелял в комбрига изменник родины Вольфман, специально засланный фашистами в бригаду. 24 апреля он успел передать своим хозяевам данные о бригаде, о её личном составе и вооружении, а также фотографию Данукалова. По решению партизанского трибунала предатель был расстрелян. Данукалов получил лёгкое ранение. Одна пуля прошила мякоть левой руки, вторая только разрезала кожу. Легко отделался на этот раз комбриг, и смерть обошла его. Но уберечь жизнь Алексея Фёдоровича так и не удалось. 
 День 27 апреля хорошо запомнился партизанам бригады «Алексея». С утра на передовой было тихо. Настроение у Алексея Фёдоровича было хорошее. Он, как всегда, шутил, смеялся. Вдруг послышался гул авиационного мотора. Данукалов посмотрел в сторону Лепеля. По направлению к деревне на значительной высоте со стороны Полоцка летели «юнкерсы». Приблизившись к лагерю партизан, головной самолёт вдруг вышел из цепочки и, скользнул в пике. За ним, тоже сваливаясь набок, круто пошёл к земле второй «самолёт», следом – третий. Над деревней, заполняя пространство воем сбрасываемых бомб и мин, завращалась карусель фашистских самолётов. 
 По команде Данукалова все укрылись в бункере. Одновременно комбриг приказал раскрыть ворота сараев, выпустить из них лошадей. Над головами, захлёбываясь пулемётным клёкотом, низко проносились крестообразные «юнкерсы». Данукалов не мог усидеть в укрытии. Улучив момент, он выбрался наверх. Пулемётные очереди прошивали крыши и стены домов. И вдруг комбриг прижался к стене сарая. Все звуки потонули в оглушающем грохоте взрывающихся воздушных мин. Партизаны выскочили из бункера и не поверили тому, что увидели: шатаясь, Данукалов приблизился к яблоне, схватился за её ствол и тяжело осел на землю. Осколок мины пробил грудь навылет. 
 В 28 лет оборвалась жизнь этого мужественного человека. Со всеми воинскими почестями похоронили А.Ф. Данукалова в Великих Дольцах. У гроба своего командира бойцы поклялись беспощадно бить врагов. Дорого заплатили фашисты за смерть прославленного комбрига. Он и мёртвый продолжал громить оккупантов. В ночь со второго на третье мая «алексеевцы» по плану, разработанному Алексеем Фёдоровичем, прорвали кольцо блокады, в котором находились, вышли из окружения и на пути разгромили шесть немецких гарнизонов. 
 Фашисты боялись даже мёртвого партизанского вожака. Они с боем отбили могилу Данукалова, откопали гроб, сфотографировали тело командира партизанского отряда, а затем обложили толом и подорвали его. 
 Патриоты тайком собрали останки командира и похоронили снова. В 1946 году прах Алексея Фёдоровича перенесли в Лепель, в центр города, в сквер на площади Свободы. На чёрном граните обелиска золотом сверкает лаконичная надпись: «Герой Советского Союза, комбриг Алексей Фёдорович Данукалов. Родился в 1916 году – погиб 27 апреля 1944 года». 

Светлана СОЛОДКОВА, научный сотрудник Лиозненского военно- исторического музея. 

(В статье использовались материалы книг: «Партизаны принимают бой», автор ГСС Лобанок В.Е. «Мы – алексеевцы», автор П. Лебедев).
Вернуться