Здесь можно вдохновиться на новые исследования, задуматься о подвигах предков, найти зацепки для изучения истории своей семьи — так говорят дети о действующем при гимназии № 5 г. Витебска имени И. И. Людникова Народном музее Боевой Славы 39-й армии, который недавно вошел в топ-100 школьных музеев Беларуси, России и Казахстана. К слову, из нашей страны в рейтинг попали только три таких учреждения. Полные фактов эпизоды военных лет в подробностях готовы рассказать и почти выпускники, и первоклашки. С начальной школы примеряя на себя роль экскурсоводов в объединении «Память», ребята пополняют багаж знаний и прокачивают навыки общения с аудиторией. Корреспондент БЕЛТА выяснила, что движет, возможно, будущими историками или общественными деятелями, чем они помогают гимназическому музею и как именно здесь воспитывают энтузиастов.
С миру по нитке, или Как учащиеся вкладываются в общее дело
Музей располагается в четырех довольно просторных залах. Хранятся здесь 877 предметов — подлинников. Еще больше 2 тыс. — экспонаты вспомогательного фонда: копии документов, фотографий, книги. Некоторые вещи сюда передают родственники героев, о которых рассказывает экспозиция, другие создают сами гимназисты.
На одной из витрин заметно издание с глянцевыми страницами «Рожденный стать героем». Семиклассник Егор Собольков, автор исследовательской работы о боевом пути Ивана Ильича Людникова, бережно берет книгу и начинает листать — почти все страницы в ней проиллюстрированы им лично. Лишь несколько кадров позаимствованы из открытых источников. Текст составлял тоже он, правда, совместно с мамой, перерабатывая огромный объем информации.
Издание на 36 страницах выпустили три года назад тиражом всего несколько экземпляров. Первый, с подписью автора, презентовали музею. Остальные передают в дар почетным гостям.
Это была исследовательская работа, в которой участвовали дети, родители, учителя. Дело в том, что в 2022 году исполнилось 120 лет со дня рождения И. И. Людникова, чье имя сегодня носит витебская гимназия. Оттолкнулись тогда от аналогичной идеи — десятилетием ранее на малой родине Ивана Ильича была издана книга «Полководец с Кривой Косы», написанная местными краеведами. Авторы подарили экземпляр музею.
Чтобы увековечить имя генерала в работе, руководителю музея, педагогу дополнительного образования Марине Агеенко пришлось найти его родственников в российской столице и получить у них на это согласие. Внук Людникова — Юрий Евгеньевич — передал архив с фото и документами.
«Сначала я прочитал весь материал. Он был большой, пришлось учить по частям. И это было очень долго. Потом мы с мамой начали его расформировывать и потихоньку создавали презентацию. Все это дело выучивал наизусть, а потом представлял на конференции, — говорит Егор Собольков. — Вообще, интерес к истории ко мне пришел, когда однажды мама включила один ролик о том, как возникла Русь. Мне очень понравилось, в итоге я стал смотреть другие ролики по истории».
Экспозиция вне времени
Для того чтобы в музее интересно было и детям, и их родителям, и людям преклонного возраста, здесь используют все форматы. С предметами из 1940-х годов соседствуют современная диорама с реконструкцией боев, мультиборд, другие средства визуализации. Директор гимназии Александр Киселев пояснил, что это экспозиция вне времени, а главная задача — чтобы музей посетили как можно больше гостей.
Пятиклассник Ярослав Капешко вспоминает ролик, который вместе с семьей он снимал для музея. В холодный и снежный ноябрьский день ему вместе с папой довелось организовать съемки у братского захоронения в Витебском районе. «Мы ездили в Бабиничи, где снимали ролик о Константине Кирилловиче Шевченко, одном из первых полных кавалеров ордена Славы. Там было сложно снимать — нужно было работать в кадре, рассказать заранее написанный текст. Я сильно волновался и из-за холода забывал слова», — говорит мальчик.
Тогда к процессу подключилась вся семья: мама написала сценарий по предоставленным музеем материалам и занималась монтажом. Ярослав с папой должны были отснять достаточно кадров для трехминутного ролика.
Другой гимназист, второклассник Артем Анисович, пополнил музейную экспозицию своим рисунком, на котором изображен памятный знак советским воинам из Бешенковичского района. «Когда мы ездим в Бешенковичи в деревню к бабушке, постоянно его видим, — сумбурно и взахлеб Артем пытается рассказать историю происхождения работы. — И я подумал, что нужно этот памятный знак нарисовать. Знаю, что там соединились две армии: 43-я армия 1-го Прибалтийского фронта и 39-я армия 3-го Белорусского фронта».
Артем уже провел несколько экскурсий. В его группах были учителя, гости из России, сверстники и ветеран боевых действий в Афганистане — героический летчик. «А еще старшеклашки, которые со мной фоткались даже, как со знаменитостью. Это в первом классе еще было», — гордо говорит второклассник. Педагог позже пояснил, что речь об экскурсии, которую Артем проводил для учащихся одного из витебских колледжей.
«Когда готовлюсь к экскурсиям, занимаюсь исследованиями, я сам узнаю и запоминаю много новой информации. Родным рассказываю, хочу, чтобы семья мной гордилась. А чтобы люди меня внимательно слушали, я рассказываю с выражением и показываю экспонаты и фотографии», — поясняет Артем Анисович.
Второклассник с важным видом берет указку и устремляется к витрине. Экскурсия, которую он ведет, — о воинах-интернационалистах Л.Н. Белицком и О.Р. Тувальском.
«Роковым днем для Леонида Николаевича Белицкого и его экипажа, где штурманом был Олег Ришардович Тувальский, стало 27 августа 1984 года. Тогда они совершили четыре боевых вылета. На одном из вылетов долетели до базы на подбитом вертолете, где высадили раненого товарища, пересели на другой борт и направились к логову противника. Как только приготовились к высадке десанта, снаряд противника попал в бензобак вертолета. Судно загорелось, раскололось на две части и упало. Белицкий погиб сразу, а Тувальский сражался, но погиб в неравном бою, — увлеченно рассказывает гостям Артем Анисович. — Их именами названы улицы нашего города и школы, в которых они учились».
Немного позже Артем обратил наше внимание на переговорное устройство штурмана. Оно принадлежало семье Тувальского, несколько лет назад тетя и мама воина-интернационалиста передали экспонат музею гимназии. Вскользь гимназист упомянул и свою новую исследовательскую работу. Сейчас он изучает аллею якорей в Бешенковичах и все, что с ней связано.
Чем дышит объединение юных экскурсоводов
«Музейная экспозиция построена в соответствии с тематико-хронологическим принципом и рассказывает о боевом пути 39-й армии 1-го и 2-го формирования. Мы выступаем на различных мероприятиях, ведем экскурсии, участвуем в проектах музея, например „Листая страницы семейного альбома“, в рамках которого изучаем истории именно наших семей», — охотно делится девятиклассница Анастасия Борисова.
Девушка признается, что быть активисткой для нее — стиль жизни. А вот профессию экскурсовода в родной гимназии она примеряет уже четвертый год. «Мой путь в этой сфере начался со встречи с узницей фашистских концлагерей Софьей Александровной Шлыковой», — продолжает она.
После той встречи девушку заинтересовала история собственной семьи. Так и появилась авторская научная работа. Выяснилось, что дедушка Насти Виктор Захарович Колпышев был малолетним узником. Беременная им прабабушка Насти Улита Сергеевна была угнана в Германию в годы войны.
«Испытываю гордость за своего дедушку. В процессе работы я узнала, что он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, этим же орденом был награжден Витебск в 1974 году. Дедушка проработал 42 года здесь на спецавтобазе без единой аварии, — уточнила она. — А если говорить в общем о работе в музее, то в первую очередь ощущается еще более тесная связь со своей семьей, предками. Очень приятное чувство того, что ты несешь память. Позже ты передашь это уже своим детям».
Настя — экскурсовод со стажем. Сосчитать точное количество проведенных экскурсий она не берется. Гимназистка с большим воодушевлением готова рассказать о жизненном и боевом пути И.И. Людникова, историю своего дедушки и о предметах экипировки советского солдата.
«Сложнее всего удержать на себе внимание ровесников, — признается Настя. — Взрослые более настроены на работу, а ровесники не всегда расположены к тебе».
Вдохновились на исследование, приехав в Витебск
Фонды музея постоянно пополняют исторические документы. Их содержание, как подчеркивает Марина Агеенко, бесценно, поскольку это свидетельства от первого лица. Среди самых дорогих сердцу экспонатов она выделяет папку для документов, которую лично держал в руках командующий 39-й армией И.И. Людников.
Есть здесь и подлинник письма ветерана Великой Отечественной войны Александра Филипповича Сапожникова, адресованное однополчанину в Самарканд. Последний отправился туда, будучи тяжело раненным. Автор же написал эти строки из Порт-Артура в августе 1945 года о том, что ему хочется быть вместе со своим другом «за пиршеским столом», но есть воинский долг, и нужно следовать ему.
Медицинский халат операционной медсестры Филатовой — в соседнем зале. Когда руководитель музея выясняла историю этой вещи, нашла в архивах анкету Филатовой, письмо и два ее фото. Оказалось, что за заслуги медицинская сестра была удостоена боевых наград — ордена Красной Звезды и медали «За боевые заслуги». Исследователя потрясло, как емко и глубоко простая женщина сформулировала вклад медработника в Победу. «Мы не брали высот, не форсировали рек. Мы сутками простаивали за операционным столом, помогая нашим хирургам спасать жизни раненых бойцов, возвращая их в строй», — говорится в письме.
Дело в том, что главные партнеры музея гимназии — это музеи школ, расположенных на боевом пути 158-й стрелковой дивизии, которая в составе 39-й армии сражалась непосредственно на улицах города, освобождала Витебск: в Москве, Духовщине и Рудне в Смоленской области, Лиозно, Воронах.
Гимназия и школы тесно сотрудничают. Организуют взаимные визиты, совместные конкурсы исследовательских работ, конференции.
В прошлом году во время визита в витебскую гимназию делегации московской школы № 1285 гости узнали о Николае Берзарине — предшественнике Ивана Людникова на посту командующего. Попытки 39-й армии под командованием Берзарина взять Витебск осенью и зимой 1943-1944 года не увенчались успехом. Позже Берзарина назначили командующим 5-й ударной армией, и в составе 1-го Белорусского фронта его армия первой ворвалась на окраины Берлина. Берзарин стал первым военным комендантом Берлина. На него была возложена стратегически важная задача по восстановлению разрушенного войной города. Тысячи немецких детей были спасены от голода: на одном конце города шли бои, а на другом стояла полевая кухня, где местные жители (дети, женщины, старики) могли получить солдатскую кашу. Узнав об этой истории в подробностях, москвичи решили сделать исследовательский проект.
В прошлом году к совместной работе подключился и Калининград, который 39-я армия штурмовала под командованием И.И. Людникова, поясняет Марина Агеенко.
Сохраняя культурный код белоруса
«Главная задача перед нашим музеем стоит всегда одна — сохранение памяти всеми доступными нам средствами. Это и просветительская, экспозиционная работа и другие форматы. Мы занимаемся поиском родственников бойцов, дополнительно изучаем экспонаты музея», — продолжает она. Марина Агеенко часами может рассказывать о каждом экспонате в подробностях, с неподдельным интересом в глазах.
«Если мы говорим о Народном музее Боевой Славы 39-й армии, то это прежде всего работа людей, которыми мы гордимся, — отмечает директор гимназии Александр Киселев. — Руководитель музея не просто занимается пропагандой темы Великой Отечественной войны, она живет этим направлением. Именно поэтому из года в год появляются юные экскурсоводы, которые, не заучивая, а от души рассказывают о событиях. Поэтому исследовательская деятельность результативна (мы становимся лучшими в области и республике). И знакомая всем тема Великой Отечественной войны, геноцида белорусского народа, войны в Афганистане получает свое переосмысление».
Сейчас, по его словам, важно не просто сохранять память о героических событиях прошлых лет, но и развивать диалог между «передатчиками знаний». «Наша задача — сохранить наш культурный код белоруса, провести настоящую серьезную работу по сохранению исторической памяти, — уточняет он. — А ведь сохранение исторической памяти, можно сказать, и есть патриотизм».
Как раз сочетание возможностей гимназии, сотрудничество с партнерами в Беларуси и за рубежом, небезразличными жителями позволяет достигать новых побед. А на них и нацелены каждый из 1,1 тыс. учащихся.