Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Лиозненский районный исполнительный комитет
Главная / Одно окно / ВОПРОС-ОТВЕТ

ВОПРОС-ОТВЕТ

Типичные нарушения, допускаемые организациями в сфере законодательства о книге замечаний и предложений:

 1) Отсутствие книги замечаний и предложений. 
Книга замечаний и предложений ведется в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров, выполнения работ, оказания услуг (статья 24 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ и пункт 12Положения о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 16 марта 2005 г. № 285). 
 2) Не предъявление книги замечаний и предложений по первому требованию. 
Согласно пункту 2 статьи 24 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ организация, индивидуальный предприниматель обязаны предъявлять книгу замечаний и предложений по первому требованию заявителя. 
 3) Истребование у гражданина при предоставлении книги замечаний и предложений документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения записи. 
Согласно пункту 2 Положения о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 16 марта 2005 г. № 285, запрещается требовать от гражданина предъявления документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения замечания и (или) предложения. 
 4) Невнесение в книгу замечаний и предложений сведений о ходе и результатах рассмотрения замечаний и (или) предложений и отметки о направлении ответа гражданину (дата и регистрационный номер ответа), в том числе уведомления о продлении срока рассмотрения изложенных в книге замечаний и предложений. 
Согласно требованиям пункта 14 Положения о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 16 марта 2005 г. № 285, сведения о ходе и результатах рассмотрения замечаний и (или) предложений и отметка о направлении ответа гражданину (дата и регистрационный номер ответа), в том числе уведомления о продлении срока рассмотрения изложенных в книге замечаний и предложений, вносятся в книгу не позднее последнего дня срока рассмотрения изложенных в книге замечаний и предложений. 

 Если организация не работает с гражданами, должна ли быть книга замечаний и предложений? 
Да. Согласно пункту 1 статьи 24 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ книга замечаний и предложений ведется в государственном органе, инойорганизации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров, выполнения работ, оказания услуг.  

Имеются ли ситуации, когда можно гражданину отказать в выдаче книги замечаний и предложений?  
Нет. Согласно пункту 2 статьи 24 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ организация, индивидуальный предприниматель обязаны предъявлять книгу замечаний и предложений по первому требованию заявителя. При этом запрещается требовать от гражданина предъявления документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения замечания и (или) предложения. 

Предусмотрена ли ответственность за то, что отказывают в предоставлении книги замечаний и предложений? 
Да. Статьей 9.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена административная ответственность за отсутствие книги замечаний и предложений или нарушение руководителем государственного органа, иной организации или уполномоченным лицом, ответственным за ведение книги замечаний и предложений, либо индивидуальным предпринимателем порядка ведения книги замечаний и предложений в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров (выполнения работ, оказания услуг), либо непредъявление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина, либо нарушение установленного срока рассмотрения изложенных в указанной книге замечаний и предложений, либо неинформирование гражданина в установленный срок об отказе в удовлетворении замечания и (или) предложения.

***

«Я инвалид 2 группы. Отработала в сентябре с.г. 147 часов. Заработная плата составила 232 рубля. Мне пояснили, что произвели расчёт, исходя из минимальной заработной платы 265 руб., нормы рабочего времени за сентябрь 168 часов, пропорционально отработанному времени (265 руб. / 168 часов * 147 часов = 232 руб.). Правильно ли это?». М. С., жительница Лиозненского района.

За ответом мы обратились к заместителю начальника отдела надзора за соблюдением законодательства о труде Витебского областного управления Департамента государственной инспекции труда Г. А. ГАЛАЙ:

– В соответствии с ч.1 ст.59 Трудового кодекса Республики Беларусь, ст.1 Закона Республики Беларусь от 17.07.2002 №124-З «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее – Закон) минимальная заработная плата (месячная и часовая) — государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2016 №1080 установлена месячная минимальная заработная плата с 01.01.2017 в размере 265 руб.

Согласно ст.287 Трудового кодекса Республики Беларусь для инвалидов I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю. При этом оплата их труда производится в таком же размере, как оплата труда работников соответствующих профессий и должностей при полной норме продолжительности рабочего времени.

В соответствии с ч.3 ст.6 Закона работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с Законом, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). При определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

И если у инвалида II группы, выполнившего обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, оплата труда которого производится на основе месячной тарифной ставки, при пятидневной рабочей неделе с выходными днями в субботу и воскресенье, в сентябре продолжительность рабочего времени в нормальных условиях составила 147 часов (21 день по 7 часов), и при этом размер начисленной заработной платы оказался ниже размера месячной минимальной зарплаты, то наниматель обязан произвести доплату до размера месячной минимальной заработной платы, то есть до 265 руб., если коллективным договором (соглашением) не установлен больший размер месячной минимальной заработной платы.

Со мной был заключен контракт с 10.08.2016 по 09.08.2017. Данный контракт не продлен, вместе с тем, я продолжаю выполнять работу у того же нанимателя по той же профессии. Могу ли я в настоящее время уволиться по моему желанию?

Да. Согласно ст. 39 Трудового кодекса Республики Беларусь, если по истечении срока действия срочного трудового договора, трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, то действие трудового договора считается продолженным на неопределенный срок. Таким образом, трудовой договор считается продолженным с Вами на неопределенный срок с 10.08.2017. Статьей 40 Трудового кодекса Республики Беларусь определено, что работник имеет право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом нанимателя письменно за один месяц. По истечении срока предупреждения работник вправе прекратить работу. В последний день работы наниматель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним окончательный расчет.

Я работаю более трех недель в частной организации, однако со мной так и не заключен трудовой договор в письменной форме. В какие сроки наниматель обязан заключить трудовой договор и издать приказ о моем приеме на работу?

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 54 Трудового кодекса Республики Беларусь при приеме на работу наниматель обязан оформить заключение трудового договора приказом (распоряжением) и объявить его работнику под роспись. Статьей 25 Трудового кодекса Республики Беларусь определено, что фактическое допущение работника к работе является началом действия трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. Фактическое допущение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к работе должно быть письменно оформлено не позднее трех дней после предъявления требования работника, профсоюза, исходя из сложившихся условий.

Нанимателем предоставлен приказ о моем перемещении в другой отдел по той же профессии. Вправе ли я отказаться от перемещения?

В соответствии со ст. 31 Трудового кодекса Республики Беларусь перемещением признается поручение нанимателем работнику прежней работы на новом рабочем месте как в том же, так и другом структурном подразделении, за исключением обособленного, на другом механизме или агрегате, но в пределах специальности, квалификации и (или) должности с сохранением условий труда, обусловленных трудовым договором. При перемещении не требуется согласия работника. Перемещение должно быть обосновано производственными, организационными или экономическими причинами. Не допускается перемещение работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

«В течение какого периода после вынесения решения о приватизации нужно обратиться к нотариусу, кому необходимо идти и что с собой иметь?».
Вопрос мы адресовали нотариусу Лиозненской нотариальной конторы О. П. КНЯЗЕВОЙ.
– Решение о приватизации действительно один год. В течение этого периода необходимо обратиться всем совершеннолетним зарегистрированным (прописанным) в жилом помещении гражданам (участвующим и не участвующим в приватизации) в нотариальную контору за удостоверением договора купли-продажи приватизируемого жилого помещения. С собой необходимо иметь паспорта, решение о приватизации, акт оценки, копию лицевого счета УП ЖКХ (сведения о зарегистрированных в жилом помещении), а также квитанцию об уплате 10% от стоимости приватизации. Нотариальный тариф за удостоверение и составление договора приватизации составляет 3 базовых величины и плюс за каждое согласие – 0,2 базовой величины. Так, например, если приватизируют три человека, то оплата по действующим сейчас расценкам составит 612 000 рублей.
После удостоверения договора у нотариуса тот, на кого приватизируется жильё, подписывает договор у представителя исполкома. Далее необходимо обратиться в Лиозненское бюро РУП "Витебское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру" за оформлением технического паспорта на помещение.


«Могу ли я продать, подарить или составить завещание на приватизируемую квартиру?»

Вопрос мы адресовали нотариусу О. П. Князевой.
– Согласно части 3 статьи 144 Жилищного кодекса Республики Беларусь отчуждение приобретенного в рассрочку жилого помещения возможно только после полного погашения стоимости этого жилого помещения. Таким образом, подарить (продать) приватизируемое помещение до полного погашения стоимости приватизации Вы не сможете. А вот составлять завещание можно. Завещание и договор дарения – два совершенно различных по своим правовым последствиям нотариальных действия. В обоих случаях право собственности на имущество переходит от одного человека другому. Однако при дарении это происходит после удостоверения договора дарения и государственной регистрации в органах регистрации недвижимости, и это сделать возможно только после выплаты суммы, указанной в договоре приватизации. В случае составления завещания право собственности переходит новому собственнику после смерти лица, составившего завещание, то есть по наследству. Если при этом стоимость приватизации не погашена, наследникам переходит не только право собственности на жилое помещение, но и обязанность по внесению оставшейся части стоимости приватизации. Не забывайте, пожалуйста, что завещание подлежит обязательному нотариальному удостоверению. При удостоверении завещания нотариус не проверяет принадлежность завещаемого имущества завещателю.


«Мы с мужем приватизируем жильё, т.е. я – участник приватизации. Может ли супруг без моего согласия продать квартиру?»
– Согласно статье 137 Жилищного кодека Республики Беларусь приватизируемое жилое помещение (доля в праве собственности на жилое помещение), приватизированное совместно проживающими супругами, является их общей совместной собственностью, если оба супруга участвуют в приватизации этого жилого помещения, в том числе, путем вложения денежных средств, принадлежащих им на праве общей совместной собственности. Таким образом, продать он квартиру сможет только с Вашего согласия (и с согласия других членов семьи, участвующих в приватизации). Ну и, конечно же, продажа возможна только после погашения полной стоимости квартиры, указанной в договоре приватизации.

«Расскажите, какие льготы предоставляются почётным донорам?».
Вопрос был переадресован старшей медсестре поликлиники УЗ «Лиозненская ЦРБ» В. Ф. Климентенко. Виктория Фёдоровна пояснила, что доноры, которым выдан знак «Почётный донор Республики Беларусь», имеют право на внеочередное лечение в государственных организациях здравоохранения; пользоваться при выходе на пенсию поликлиниками, к которым они были прикреплены в период работы; использовать трудовой отпуск в удобное для них время; первоочередное приобретение билетов на железнодорожный, воздушный, водный и автомобильный транспорт; повышение пенсии по достижении пенсионного возраста в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении (40% от минимального размера пенсии по возрасту).
Выплата донорам пособия по временной нетрудоспособности составляет 100% среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) с первого дня утраты трудоспособности (ст. 12 Закона о донорстве).
Эта льгота распространяется на работников, являющихся донорами в течение года после последней сдачи крови и её компонентов при условии сдачи крови и её компонентов не менее 5 раз мужчинами-донорами и 3 раз женщинами-донорами за 12 месяцев, предшествующих последней сдаче. Работник должен представить нанимателю соответствующую справку, выданную организацией переливания крови.
Собираясь сдавать кровь, следует уведомить нанимателя о предполагаемом отсутствии на работе и его причине, а также решить вопрос об использовании дополнительного дня отдыха, ведь наниматель обязан освободить подчиненного от работы для обследования и сдачи крови и её компонентов и предоставить после этого выходной (часть первая ст. 104 Трудового кодекса).
В УЗ «Лиозненская ЦРБ» дни донора в 2015 году будут проходить 23 апреля, 2 июля, 22 сентября, 1 декабря. Предварительная запись начинается за 10 дней у старшей медсестры поликлиники. При себе нужно иметь амбулаторную карту, паспорт.


Что влияет на оценочную стоимость квартиры?
Отвечает бухгалтер расчётно-справочного отдела УП ЖКХ, занимающаяся вопросами приватизации, С. И. АЛЬХОВСКАЯ:
– Сразу отмечу, что порядок оценки приватизируемых помещений регламентируется Положением об определении стоимости объектов приватизации, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.05.2013 № 421. Хочу обратить внимание: в оценочную стоимость входят не только жилые объекты, т.е. квартиры, дома, но и предназначенные для хозяйственно-бытовых нужд хозяйственные (подсобные и дворовые) постройки. Первоначально мы рассчитываем действительную стоимость. Она исчисляется исходя из первоначальной балансовой стоимости объекта, к которой применяются коэффициенты пересчёта в цены 1984 и 1991 годов, в зависимости от года постановки объекта на баланс и индекса строительно-монтажных работ в ценах на месяц, предшествующий месяцу подачи заявления. В случае проведения реконструкции помещения производится расчёт от суммы затрат на неё с применением коэффициента пересчёта. При отсутствии первоначальной балансовой стоимости исчисления производятся от переоценённой стоимости на дату последней переоценки с применением коэффициента пересчёта.
От действительной стоимости отталкиваются при расчёте оценочной стоимости. Она определяется путём умножения первой на коэффициент потребительских качеств. Также на оценочную стоимость влияет территориальная принадлежность, т.е. в какой местности находится приватизируемый объект.
Хотелось бы добавить, что, как показывает практика, суммы в итоге получаются очень разные и, как правило, немалые, поэтому именно вопрос оценочной стоимости жилья как раз и вызывает наибольшее количество обращений граждан.

«Слышала, что с 1 августа для отдельных категорий граждан снижается страховой стаж (т.е. стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения), требуемый для назначения пенсии по возрасту. Подскажите, пожалуйста, кого коснутся изменения». Светлана Сергеевна, жительница Лиозненского района.

За разъяснениями мы обратились к заместителю начальника управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома Е. А. Воробьёвой. Как сообщила Елена Анатольевна, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 года № 233, продолжительность стажа работы с уплатой таких взносов уменьшена для граждан, которые осуществляли уход за инвалидом 1 группы либо ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за лицами, достигшими 80-летнего возраста. Данная категория граждан будет иметь право на трудовую пенсию по возрасту при наличии не менее 10 лет страхового стажа и общего стажа работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин.

 Продолжительность стажа работы с уплатой страховых взносов также уменьшается для граждан, которые длительное время (не менее 10 календарных лет) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не имеют права на пенсию по законодательству о пенсионном обеспечении военнослужащих. Право на трудовую пенсию по возрасту такие граждане получат при наличии не менее 10 лет страхового стажа и общего стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

– Принятый документ призван урегулировать вопрос пенсионного обеспечения граждан, которые не смогли сформировать необходимый страховой стаж для получения права на пенсию по возрасту, поскольку длительное время осуществляли социально значимые виды деятельности, – подчеркнула Е. А. Воробьёва и напомнила, что в нынешнем году требуемый страховой стаж для граждан Беларуси составляет 16 лет. Он ежегодно повышается на 6 месяцев и к 2025 году достигнет 20 лет.