В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно 15 марта в республике отмечается праздничный день – День потребителя.
15 марта 2024 г. в Республике Беларусь День потребителя пройдет под девизом:
«Потребитель и предприниматель: доверие для развития» (соответствующая рекомендация принята на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 января 2024 г. № 2 «О тематике совместных мероприятий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей в 2024 году»).
Тема «Потребитель и предприниматель: доверие для развития» призвана привлечь внимание общества к проблемам взаимодействия потребителей и предпринимателей и укрепления пространства доверия между ними.
Основа такой работы заложена Программой совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей.
Справочно:
Программа совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей принята распоряжением Евразийского межправительственного совета от 21 июня 2022 года № 12. Программа предусматривает ежегодное проведение работы по информированию и просвещению населения Евразийского экономического союза по вопросам защиты прав потребителей. Тема такой работы определяется ежегодно, начиная с 2023 года, и закрепляется рекомендацией Евразийской экономической комиссии.
В Беларуси права потребителей защищены Законом «О защите прав потребителей», принятым 9 января 2002 года.
Согласно этому закону, каждый потребитель имеет право на:
- Просвещение в области защиты прав потребителей
- Информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах)
- Безопасность товаров (работ, услуг)
- Свободный выбор товаров (работ, услуг)
- Надлежащее качество товаров (работ, услуг)
- Возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги)
- Государственную защиту своих прав
- Общественную защиту своих прав
- Обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов
- Создание общественных объединений потребителей
День потребителя – это не только праздник, но и повод задуматься о своих правах и знать, как их защитить.
ОБРАЗЕЦ БЛАНКА ПРЕТЕНЗИИ
Порядок предъявления претензий и исков
Чтобы оградить себя от недобросовестных продавцов в
сети Интернет каждый потребитель должен знать
Полномочия
местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав
потребителей
В
целях защиты прав потребителей местные исполнительные и распорядительные органы обязаны:
рассматривать
заявления, обращения и жалобы потребителей в соответствии с законодательством;
организовывать
разъяснение законодательства и оказывать юридическую помощь населению по
вопросам защиты прав потребителя;
при выявлении товаров
(работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества
потребителя и окружающей среды незамедлительно извещать об этом республиканские
органы государственного управления (их территориальные органы), осуществляющие
контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);
в случаях выявления
продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) без предоставления
необходимой и достоверной информации, или с просроченным сроком годности, или
без срока годности, если установление этого срока обязательно, направлять
предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о приостановлении
производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) до
устранения допущенных нарушений либо о прекращении реализации товаров
(выполнения работ, оказания услуг);
обращаться в суд с иском о защите прав потребителя;
осуществлять иные функции по защите прав потребителей,
предусмотренные законодательством.
Реестр свидетельств работников общественных объединений потребителей