Новости прокуратуры
27 августа 2024 года
Исполнение законодательства о несовершеннолетних
Прокуратурой Лиозненского района проведена проверка исполнения законодательства о профилактике преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, а также совершенных несовершеннолетними, в ходе которой установлены нарушения.
На территории Лиозненского района постановлением КДН Лиозненского райисполкома от 06.03.2023 утвержден районный комплексный план по предупреждению безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов на 2023-2024 годы.
По результатам анализа эффективности реализации мероприятий районного комплексного плана по профилактике правонарушений установлен факт невыполнения в полном объеме Лиозненским РОВД запланированных мероприятий.
Например, не проведение анализа причин и условий чрезвычайных ситуаций с детьми, когда они находились в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения; изучение причин и условий совершения несовершеннолетними насильственных преступлений, состоянии воспитательной, профилактической работы, проводимой в учреждении образования и др.
Также РОВД за истекший период 2024 года ни разу не была предоставлена информация об исполнении данного комплексного плана. Одновременно прокуратурой района изучалась организация работы по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18), а также профилактика преступлений, совершенных лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.
Как показал анализ решений за 2023 – истекший период 2024 года принятых координационным советом по контролю за реализацией Декрета № 18, в преобладающем большинстве даются формальные указания для служб, ненаправленные на реальное улучшение ситуации, а также дублирующими требования законодательства (ежемесячный анализ заработной платы, осуществлять контроль, и т.п.). Также прослеживается факт «шаблонности» отражения одних и тех же поручений из решения 2023 года в решение 2024 года без надлежащего анализа ситуации в районе и необходимости осуществления контроля в имеющихся проблемных вопросах.
В ходе изучения учетно-профилактических дел обязанных лиц в Лиозненском РОВД были выявлены случаи непредставления нанимателями табеля учета рабочего времени.
Также имеется факт того, что нанимателем в управление по труду, занятости и социальной защиты населения Лиозненского райисполкома ежедневно не предоставляется информация о неявке на работу обязанного лица. В свою очередь в управлении по труду, занятости и социальной защиты населения Лиозненского райисполкома ведется журнал о поступившей информации от нанимателя о ежедневной неявке на работу обязанного лица, из которого следует, что такого рода информация поступала только первые 3 месяца 2024 года.
Изучив проводимую профилактическую работу участковыми инспекторами Лиозненского РОВД с обязанными лицами установлено, что не во всех случаях она проводится надлежащим образом.
В учетно-профилактическом деле в отношении К. отсутствуют сведения о проводимой с ней профилактической работы за истекший период 2024 года с учетом того, что ею совершались прогулы по месту трудоустройства. П. за весь истекший период 2024 года только единожды посещалась по месту жительства, однако дома ее не оказалось, также совершала прогулы.
В ходе проверки прокуратурой района выявлен факт, когда при отсутствии должного контроля со стороны Лиозненского РОВД, управления по труду, занятости и социальной защиты, а также нанимателя за явкой обязанного лица на работу, по причине употребления алкогольных напитков и совершению длительных прогулов, вследствие чего способствовало совершению Д. преступления предусмотренного ч.2 ст.174 УК, в соответствии с которой неявка на работу десять и более рабочих дней в течение трех месяцев является уголовно наказуемое деяние.
Так, Д. в мае 2024 года совершила 4 прогула, в июне 2024 года – 13 прогулов, июле – 12 прогулов. В настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела прокурором района по ч.2 ст.174 УК.
Вместе с тем, сотрудниками Лиозненского РОВД по месту жительства Д. не посещалась, нанимателем информация о совершенных прогулах в РОВД и управление по труду, занятости и социальной защиты Лиозненского райисполкома не передавалась.
Прокуратурой района в ходе изучения контрольных карт в отношении несовершеннолетних, с которыми Лиозненским РОВД проводится ИПР, установлено следующее.
Не во всех случаях другими службами РОВД в ИДН своевременно направляются постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности, которые являются основанием для постановки отдельных несовершеннолетних на учет.
Так, 04.06.2023 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении К. Однако, копия постановления об отказе возбуждения уголовного дела в ИДН не была направлена. В связи с чем, профилактическая работа начата только с 11.08.2023 на основании постановления КДН Лиозненского райисполкома о привлечении к административной ответственности родителей за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Аналогичные факты выявлены и в отношении других несовершеннолетних.
Также в 2024 году имеются случаи несвоевременного начала проведения ИПР с несовершеннолетними.
Например, 09.04.2024 инспектором ИДН Лиозненского РОВД вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении, в связи с недостижением возраста привлечения к административной ответственности предусмотренного ст.19.1 КоАП К. В свою очередь, профилактическая работа начата только с 20.06.2024. Аналогичный факт выявлен в отношении С.
Как показало изучение контрольных карт несовершеннолетних с апреля 2024 года кроме посещения их по месту жительства и проведения профилактической беседы (однако на какую тему не указывается), никакие больше профилактические мероприятия с несовершеннолетними не проводились.
Причинами и условиями выявленных нарушений, указанных в представлении, являются ненадлежащая организация работы на местах, формализм в работе субъектов профилактики, приниженный ведомственный контроль со стороны руководства соответствующих органов и отсутствие взаимодействия между субъекта профилактики.
По результатам проверки в Лиозненский райисполком внесено представление, в котором потребовано принять меры по устранению выявленных нарушений. Рассмотрение представления находится на контроле в прокуратуре района.
Помощник прокурора
Лиозненского района В.В. Благодерова