Новости прокуратуры
2 августа 2024 года
О состоянии законности и правопорядка на территории Лиозненского района в 1 полугодии 2024 года
Прокуратурой Лиозненского района в 2023 году во взаимодействии с другими государственными органами осуществлялись надзорные, организационные и правоприменительные меры, направленные на обеспечение законности и правопорядка во всех сферах деятельности. Криминогенная обстановка на территории Лиозненского района характеризуется снижением как общей преступности на 21,9% (с 64 до 50), так и преступности по линии уголовного розыска на 55,9% (с 34 до 15).
В то же время с 17 до 39 увеличилось количество тяжких и особо тяжких преступлений по линии общей преступности. Обусловлено данное обстоятельство выявлением серии преступлений, предусмотренных ст. 430 УК Республики Беларусь (взяточничество), совершенных на территории района сотрудниками транспортной инспекции.
Уровень преступности на 10 тыс. населения составил 32,1 преступления, что несколько ниже среднеобластного уровня (35). В анализируемом периоде не зарегистрировано умышленных убийств, умышленных причинений тяжких телесных повреждений, изнасилований, вымогательств, разбоев, грабежей. Снижение общей преступности произошло за счет уменьшения количества краж всех видов с 21 до 9.
Не было выявлено преступлений экстремистской направленности. Снизилось количество преступлений, совершенных лицами, имеющими судимость (с 10 до 5), в состоянии алкогольного опьянения (с 13 до 8).
В то же время с 3 до 10 возросло количество мошенничеств, все они были совершены с использованием сети Интернет, с 2 до 5 возросло количество выявленных преступлений по направлению борьбы с незаконным оборотом наркотиков и противодействию торговли людьми, коррупцией и экономическими преступлениями, что свидетельствует об активизации работы соответствующих подразделений органов милиции.
В сфере борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями непосредственно РОВД выявлено 2 (7) преступления, из них лишь одно преступление коррупционной направленности.
В текущем году на территории Лиозненского района до 7 уменьшилось число зарегистрированных пожаров (15), в которых погиб 1 (4) человек. 1 человек погиб в результате несчастных случаев на производстве (2023 год – 0).
Произошло 3 дорожно-транспортных происшествий, в которых люди не погибли, 4 человека пострадало (в 2023 году – 3/1/4). ДТП по вине нетрезвых водителей не имелось (в 2023 году – 0).
В 2024 году на территории района имелось 2 факта смерти от случайного отравления алкоголем (в 2023 году – 1), совершили суицид 0 человек (в 2023 году – 5), 1 утонул (в 2023 году – 1), в результате переохлаждения погибло 3 человека (2). Фактов смерти от употребления наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и аналогов не установлено (в 2023 году также). Общее количество погибших от внешних причин составило 8 человек (в 2023 году – 15).
С целью устранения имеющихся недостатков в работе субъектов профилактики и стабилизации криминогенной обстановки, прокуратурой района в сфере профилактики правонарушений проведено 2 проверки, внесено 2 представления, лицам, склонным к совершению правонарушений, объявлено 5 официальных предупреждений. По инициативе прокуратуры к административной ответственности по ст.10.1 КоАП привлечено 7 физических лиц, 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Выявлялись недостатки в осуществлении профилактической деятельности со стороны сотрудников РОВД. Возросло количество ходатайств Лиозненского РОВД в прокуратуру района о начале административного процесса по ст.10.1 КоАП Республики Беларусь, что способствует профилактике новых правонарушений и преступлений в сфере семейно-бытовых конфликтов.
Снизилось число возбужденных прокуратурой района по ходатайствам РОВД уголовных дел, направленных на предупреждение совершения тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан. В 1 полугодии 2023 года было возбуждено 3 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст.153 УК (умышленное причинение легкого телесного повреждения), ст.154 УК (истязание), ст.186 (угроза убийством). В 2024 году было возбуждено только 2 таких уголовных дела, из них одно по ст.153 УК, одно – по ст.186 УК.
Имеют место многочисленные нарушения закона при ведении работы с гражданами, состоящими на профилактических учетах РОВД.
Сотрудниками РОВД активно используется в отношении совершающих на бытовой почве правонарушения лиц такая мера воздействие, как вынесение защитного предписания. Однако изучение защитных предписаний показало, что при оформлении указанных документов допускаются факты небрежности. Отмечались и нарушения в работе уголовно-исполнительной инспекции РОВД при ведении профилактической работы с осужденными.
Прокуратурой района в 1 полугодии 2024 года всего проведено 18 проверок исполнения законодательства различными организациями и предприятиями района. По результатам проведенных проверок внесено 12 представлений, вынесено 13 предписаний, опротестовано 4 незаконных правовых акта, 12 лиц официально предупреждено о недопустимости нарушения законодательства, 30 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 15 лиц привлечено к административной ответственности.
В общие суды в интересах граждан, государственных предприятий и организаций предъявлено 24 иска на общую сумму 41 831 рубль. В интересах субъектов хозяйствования в экономические суды предъявлен 1 иск на сумму 104 670 рублей. На территории района установлены нарушения законодательства о сохранности собственности, административного, природоохранного и иного законодательства. Директива Президента Республики Беларусь от 14.06.2007 № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства» требует рационального и бережливого использования топливно-энергетических и материальных ресурсов во всех сферах производства.
Однако результаты надзорной деятельности свидетельствуют, что сельскохозяйственными предприятиями района меры по сохранности имущества, в том числе скота, не принимаются.
В ходе рейдовых мероприятий в текущем году выявлялись факты нарушения требований законодательства о сохранности собственности, обусловленные в большинстве случаев пренебрежительном отношением ответственными работниками предприятий агропромышленного комплекса района к выполнению своих обязанностей, либо их полным бездействием. По-прежнему вызывает озабоченность складывающееся положение с сохранностью крупного рогатого скота в районе. Проведенными прокуратурой района проверками в ОАО «Рубежница», ОАО «Данукалово-Агро», СФ «Клевцы» КУП «Витебсколдорстрой», ОАО «Лиозненский райагросервис» и иных сельскохозяйственных предприятий выявлены случаи нарушений ветеринарного и иного законодательства при содержании КРС, заготовке кормов и т.д. Постоянно выявлялись нарушения при организации и ведении учета КРС. Установлен факт не вакцинирования КРС в ОАО «Лиозненский райагросервис», повлекший гибель 28 голов КРС.
При этом причиненный предприятиям в результате падежа КРС с виновных лиц не взыскивался, в судебном порядке вопрос об этом не решался, в связи с чем прокуратурой района в интересах ОАО «Лиозненский райагросервис» предъявлено два иска о взыскании сумм ущерба за счет виновных работников, в том числе занимавших руководящие должности.
Выявлены многочисленные случаи нарушения требований пожарной безопасности. Территории и здания, расположенные на территории мехдворов, эксплуатирующаяся сельскохозяйственная техника, не обеспечены исправными первичными средствами пожаротушения согласно норм положенности. Электрооборудование эксплуатируется не в соответствии с эксплуатационной документацией на него.
Решая задачи по борьбе с коррупцией и защите экономической безопасности государства, правоохранительными и иными органами района в текущем году реализованы организационно-правовые, практические и иные меры, направленные на обеспечение неукоснительного соблюдения требований антикоррупционного законодательства.
Прокуратурой района по вопросам борьбы с коррупцией внесено 1 представление, принесен один протест.
Установлено, что работа по ознакомлению государственных должностных лиц с антикоррупционными ограничениями организована ненадлежащим образом.
В силу абз. 2 ст. 1 Закона государственными должностными лицами являются лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях.
Вместе с тем в ЛУК ПВО «Дабрабыт» содержание обязательств анализируемой категорией лиц не персонализировано, составлены они без учета должностного положения конкретных лиц, что, в свою очередь, вводит в заблуждение относительно объема ограничений, распространяющихся непосредственно на должностное лицо. Аналогичное нарушение имеется в обязательствах, подписанных должностными лицами ОАО «Лиозненский райагросервис».
Также, из обязательства, подписанного главным инженером ЛУК ПБО «Дабрабыт» запреты, касающиеся выполнения иной оплачиваемой работы, подлежали исключению, поскольку распространяются лишь на руководителя (его заместителя), главного бухгалтера (его заместителя).
В нарушение требований Закона, должностные лица ЛУК ПБО «Дабрабыт», подписавшие обязательства не ознакомлены с порядком предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица, предусмотренным ст.21 Закона.
В свою очередь, обязательства вовсе не были отобраны у главного бухгалтера (в занимаемой должности с 2018 года) и заместителя главного бухгалтера (в занимаемой должности с 2021 года) ОАО «Лиозненский райагросервис».
Неознакомление государственных должностных лиц с полным перечнем антикоррупционных ограничений может повлечь использование ими своего служебного положения, связанных с ним возможностей в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, создает предпосылки для совершения коррупционных преступлений.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства об обращениях граждан установлены случаи ненадлежащего исполнения требований названного законодательства в Лиозненском РОВД.
Выявлены случаи принятия к рассмотрению обращений, рассмотрение которых не относится к компетенции органов внутренних дел, что, в свою очередь, отвлекает сотрудников отдела от непосредственной деятельности, замедляет решение вопросов, изложенных в обращениях.
Например, в РОВД поступило заявление об оказании содействия в погашении задолженности за квартплату с его матери. Информации о противоправности действий в обращении не содержалось.
Взыскание задолженности за квартплату относится к компетенции эксплуатирующей жилой фонд организации, допускается только по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Республики Беларусь, и только в судебном порядке.
Следовательно, в данном случае имели место гражданско-правовые отношения и данное обращение не подлежало рассмотрению РОВД. При этом обращение принято к рассмотрению, по результатам которого только по истечении месяца – 23.11.2024 заявителю дан ответ, что провести работу с матерью не представилось возможным по причине длительного нахождения ее за пределами Республики Беларусь.
05.11.2023 в РОВД поступило обращение о том, что брат заявителя ненадлежаще ухаживает за их престарелой матерью. Вопросы назначения опекунов и попечителей престарелых лиц, прекращения их полномочий, иные вопросы ухода за ними также к компетенции органов внутренних дел не относятся. Несмотря на это обращение принято к рассмотрению и по нему проводилась проверка. Согласно ответу РОВД, с братом проведена беседа о необходимости надлежащего ухода за матерью.
При этом заявителю не был разъяснен порядок обращения в органы по труду и социальной защите населения.
Сотрудниками РОВД не всегда по обращениям граждан исследуются все поставленные вопросы и на них даются аргументированные ответы.
Выявлены факты неинформирования заявителей о результатах рассмотрения их обращений.
Установлен случай фактического не рассмотрения обращения гражданина по существу.
Прокуратурой Лиозненского района уделяется постоянное внимание исполнению на территории района законодательства о несовершеннолетних и молодежи.
Лицами в возрасте до 18 лет на территории Лиозненского района в 1 полугодии 2024 года преступления не совершались. Судом Лиозненского района в обобщаемом периоде с вынесением приговора уголовные дела в отношении несовершеннолетних не рассматривались.
Прокуратурой района в 1 полугодии текущего года проведено три проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних, по результатам которых внесено три представления, одно предписание, трем лицам объявлены официальные предупреждения, 5 привлечено к дисциплинарной ответственности.
Установлены недостатки в работе по исполнению Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18).
В ходе проверки установлено, что вопросы принятия мер по поддержанию уровня возмещения расходов не всегда рассматриваются на заседаниях Лиозненского районного координационного совета по реализации Декрета № 18 (далее – координационный совет) должным образом.
Так, выявлены факты формального исполнения решений координационного совета заинтересованными службами. Например, подпунктами 5.2 п.5, 6.2 п.6 решения координационного совета №5-3 от 28.03.2023 указано наладить взаимодействие между Лиозненским РОВД и УЗ «Лиозненская ЦРБ» по доставке обязанных лиц для прохождения медицинского осмотра.
В преобладающем большинстве даются формальные указания для служб, ненаправленными на реальное улучшение ситуации, а также дублирующими требования законодательства (ежемесячный анализ заработной платы, осуществлять контроль, и т.п.).
Также, неоднократно ОПИ Лиозненского района в своих ответах об исполнении решений указывает, о необходимости принятии мер по перетрудоустройству обязанных лиц, т.к. их заработная плата не позволяет в полном объеме погашать ежемесячные начисления. Согласно информации управления по труду, занятости и социальной защите Лиозненского райисполкома от 15.12.2023 данные лица перетрудоустроены не были. Причины этого в ответе отмечены не были, как и возможность самого перетрудоустройства.
Должным образом должностные лица предприятий не принимают мер к отработке обязанными лицами прогулов. Лиозненским РОВД на постоянной основе нарушается законодательство при ведении административного процесса по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.10.20 КоАП.
По материалам дела об административном правонарушении по ст.10.20 КоАП Республики Беларусь в отношении ряда лиц по факту совершения ими прогулов без уважительных причин, не были истребованы необходимые документы, подтверждающие факт невыхода на работу, а именно табель учета рабочего времени, приказ о приеме на работу и др.
Также, не полно выясняются обстоятельства дела при опросе лиц, в отношении которых ведется административный процесс. Сотрудниками РОВД Лиозненского района не соблюдаются требования закона при составлении протоколов опроса.
Не всегда виновные лица несут ответственность за все допускаемые ими нарушения. Согласно выписки из табеля учета рабочего времени К. совершила прогулы с 1 по 5 января 2024 года и 8 января 2024 г. В соответствии с вынесенным постановлением начальником Лиозненского РОВД от 08.01.2024, К. была привлечена к административной ответственности за совершение прогулов 03.01.2024, 04.01.2024, 05.01.2024 и 08.01.2024, 01.01.2024 и 02.01.2024 вменены ей не были.
Прокурор Лиозненского района
советник юстиции А.В. Бузиков