Законопроекты об
изменении Избирательного кодекса и о
Всебелорусском народном собрании вынесены на общественное обсуждение.
С 25 октября в организациях и трудовых коллективах Лиозненского района проводятся диалоговые площадки по обсуждению законопроектов об изменении Избирательного кодекса и о Всебелорусском народном собрании. Подробнее о данных информационных мероприятиях читайте на нашем сайте в разделе "Новости района", а также в социальных сетях
"Лиозненский райисполком" (ВКонтакте) и
"Лиозно. Официально" (телеграм-канал).
По словам Светланы Любецкой, при подготовке законопроекта о ВНС решались три основные задачи:
" Первая - закрепить такой механизм формирования ВНС, который обеспечивал бы, с одной стороны, авторитет, профессионализм и эффективность работы делегатов ВНС, с другой - легитимность собрания, то есть признание обществом принимаемых собранием решений за счет представительства делегатов от всех ветвей власти, от местных советов депутатов, от гражданского общества".
Порядок избрания делегатов от местных советов депутатов и гражданского общества должен быть максимально простым - исключить сложные многоступенчатые процедуры, чтобы лишний раз не вовлекать ЦИК и суды в рассмотрение жалоб, обратила внимание депутат. Еще на стадии работы Конституционной комиссии был определен подход - не превращать формирование ВНС в еще одну электоральную кампанию.
"Вторая задача - определить порядок реализации конкретных конституционных полномочий ВНС, установив именно в законе рассмотрение судьбоносных для страны решений, начиная от инициирования проведения республиканских референдумов до объявления и введения чрезвычайного или военного положения, - продолжила Светлана Любецкая.
- Третья задача - сформировать компактную структуру органов ВНС, четко определить полномочия председателя, функции президиума, чтобы они не пересекались с компетенцией собрания и не подменяли его".
Одним из самых обсуждаемых был вопрос формирования ВНС. В законопроекте закреплено, что, исходя из таких принципов деятельности ВНС, как народовластие и демократичность, собрание будет формироваться на паритетной основе. Одну часть будут составлять делегаты по должности: действующий Президент и Президент, прекративший исполнение своих полномочий, представители законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти. Всего 440 делегатов.
Следующая часть - это представители местных советов депутатов: делегаты, избираемые областными советами депутатов из числа депутатов местных советов областного, базового и первичного уровня, депутаты Мингорсовета в полном составе. Норму представительства от местных советов депутатов определит ЦИК исходя из численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области. Максимально - 350 человек этой категории.
Еще одна часть делегатов - представители гражданского общества.
"Они будут избираться высшими органами субъектов гражданского общества из числа членов с обеспечением представительства от каждой области и Минска. При этом право выдвижения кандидатов будут иметь организационные структуры каждого субъекта гражданского общества", - сказала депутат. Предлагается простой и справедливый принцип избрания - равное количество делегатов от каждого субъекта гражданского общества. Предельное число делегатов этой категории - 400 человек.
Как пояснила Светлана Любецкая журналистам после совещания, в Конституции определена предельная численность делегатов ВНС - не более 1,2 тыс. человек. Вместе с тем она порекомендовала не фокусироваться на математических подсчетах точного числа делегатов, а обратить внимание на паритетный принцип формирования состава ВНС, который позволяет учесть интересы различных слоев населения, обеспечить их справедливое представительство. "Сколько будет делегатов в момент формирования ВНС, будет зависеть от количества тех делегатов, которые будут выдвинуты от местных советов депутатов, Палаты представителей, а также сколько изберет гражданское общество - это их прерогатива. Это вообще элемент народной демократии, уникальный опыт в истории нашей правовой мысли, что субъекты гражданского общества сами будут напрямую выдвигать своих представителей в высший представительный орган, который будет принимать государственные решения", - сказала депутат.
Что касается определения, какие организации, общества и другие структуры будут считаться субъектами гражданского общества, то это будет прописано в другом законопроекте - об основах гражданского общества, который сейчас подготовлен и будет внесен в Палату представителей.
Источник:
belta.by
Нормы избирательного законодательства приведены в соответствие с Конституцией. Так, для кандидатов в президенты увеличен до 40 лет возрастной ценз и до 20 лет - ценз оседлости, установлено не более двух сроков, на которые может быть избрано президентом одно и то же лицо. Предоставлено право лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, принимать участие в голосовании.
Кодекс дополняется отдельным разделом, который определяет порядок избрания делегатов Всебелорусского народного собрания от местных советов депутатов и гражданского общества. Регламентированы процедуры признания выборов президента, членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей неконституционными или нелегитимными.
"Скорректированы сроки избирательных процедур. Сокращен срок на аккредитацию национальных наблюдателей до дня досрочного голосования. С учетом мнения регионов также оптимизированы сроки выборов в Совет Республики, которые будут организованы после единого дня голосования депутатами местных советов нового 29-го созыва, - отметил председатель ЦИК. - В проект закона заложены нормы, отражающие опыт проведения электоральных кампаний. Так, не будут образовываться участки для голосования за рубежом, что связано с имеющимся отрицательным опытом проведения избирательных кампаний по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки, отсутствия необходимых условий для безопасности работников загранучреждений и граждан, сокращения численности работников дипломатических служб".
В связи с предстоящим единым днем голосования в проекте изменена система избирательных комиссий: предложено не образовывать окружные и районные в Минске комиссии по выборам депутатов областных и Минского городского советов. Их функции передать 110 окружным комиссиям по выборам депутатов Палаты представителей. Это позволит не образовывать около 360 комиссий, рационально использовать человеческие ресурсы и сократить расходы бюджета на финансирование выборов.
Уменьшено количество членов районных, городских (городов областного подчинения) комиссий, городских (городов районного подчинения), сельских, поселковых комиссий. Это позволит сократить расходы на их содержание, повлечет справедливое перераспределение обязанностей между всеми членами комиссии. Количество членов участковых комиссий остается прежним (5-19 человек).
С целью обеспечения единообразных подходов к процедурным вопросам предлагается отменить порог явки на выборах депутатов Палаты представителей по аналогии с выборами в местные советы.