С 1 января 2023 г. электронные обращения подаются только через Государственную единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц в сети Интернет по адресу: https://обращения.бел. Электронные обращения, поданные другим способом, не регистрируются и не рассматриваются.
Об алгоритме подачи электронных обращений мы побеседовали с заведующим сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц, юридическим вопросам райисполкома Александрой Бизуновой.
— Александра Александровна, если человек никогда не подавал обращения в электронном виде, каковы его первые шаги?
— В первую очередь нужно пройти идентификацию. Для этого требуется зайти на сайт «обращения.бел», заполнить формы, представленные в рубрике «регистрация» (указать фамилию, имя, отчество, почтовый и электронный адреса, номер мобильного телефона, логин и пароль). После того как система обращений пришлёт на телефон проверочный код, повторно подтвердив свой логин и пароль, гражданин получает в системе обращений электронный кабинет, через который сможет направлять обращения как с компьютера, так и с мобильного телефона. Предполагается, что идентификация позволит избежать ситуаций с указанием недостоверных данных при подаче электронного обращения.
— Отличается ли процедура идентификации для юридических и физических лиц?
— Идентификация юридических лиц предусматривает использование только сертификата открытого ключа либо ID-карты, принадлежащей руководителю или лицу, уполномоченному подписывать обращения. Для физического лица достаточно логина и пароля, сгенерированного в процессе регистрации в системе обращений.
— Александра Александровна, есть ли требования к тексту обращения?
— Текст должен быть читаемым, на белорусском или русском языке, не содержать нецензурных либо оскорбительных слов или выражений. Суть обращения нельзя излагать в виде ссылок на интернет-ресурс.
— Может ли подать электронное обращение представитель заявителя?
— Да, но в таком случае нужно прикрепить подтверждающий полномочия документ в электронном виде. Обратите внимание! При несоблюдении обязательных требований электронное обращение оставят без рассмотрения.
— Каким образом гражданину будет направлен ответ?
— Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются также через систему обращений. Исключение сделают, если заявитель в электронном обращении попросит направить письменный ответ. При этом в системе можно настроить дополнительные способы оповещения о результатах рассмотрения, например путём СМС или оповещения на электронную почту.
— Если, направляя обращение, человек ошибётся с адресом или его вопрос окажется вне компетенции данной организации?
— Гражданин при направлении обращения через систему обращений выбирает из списка ту организацию, от которой хочет получить ответ. Если обращение будет направлено не по компетенции, то в течение 5 рабочих дней оно либо вернётся обратно с разъяснением о том, куда следует обратиться, либо сразу будет перенаправлено в другую инстанцию с уведомлением заявителя через личный кабинет. В данном случае срок рассмотрения обращения может увеличиться. Если есть сомнения по поводу адресата, рекомендуется обратиться к Указу Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан», которым утверждён Перечень государственных организаций, ответственных за рассмотрение по существу обращений в отдельных сферах жизнедеятельности населения.
— Бывают случаи, когда гражданин не желает, чтобы его проблемой занимались на местном уровне и сразу отправляет обращения в вышестоящие инстанции...
— Согласно п.1 Указа № 498 обращения граждан независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в местных исполнительных и распорядительных органах, подчинённых им организациях, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях. Если минуя местные органы гражданин обратился в вышестоящую инстанцию (бывает одновременно сразу в несколько областных и республиканских инстанций) при отсутствии в системе обращений информации о рассмотрении вопроса на местном уровне обращение будет переадресовано обратно на местный уровень. А уже обжаловать ответ местного органа на обращение можно и в вышестоящую инстанцию. При несогласии с решением вышестоящей инстанции гражданин может обратиться в суд. Данные требования законодательства позволяют более рационально использовать государственные ресурсы при рассмотрении обращений, особенно в случаях злоупотребления гражданами своим правом на обращения.