В обиход давно вошло выражение, что осенний день год кормит. К началу полевых работ все сельскохозяйственные предприятия страны должны быть готовы на сто процентов.
Своевременное и бесперебойное обеспечение хозяйств топливом и смазочными материалами (ГСМ) — важная составляющая, способствующая успешному проведению полевых работ. На сегодня насчитывается достаточное количество исправных специализированных транспортных средств (автоцистерн), осуществляющих перевозку светлых нефтепродуктов.
В ходе плановых проверок и МТХ инспекторами Госпромнадзора установлено, что обязательные проверки и испытания цистерн, а также проверки специального оборудования цистерн и заземляющих устройств, проводятся специализированными организациями, имеющими разрешение Госпромнадзора, в установленные сроки.
По результатам проведения проверок в нынешнем году не выявлено ни одной автоцистерны, принадлежащей агропромышленному комплексу, с нарушениями, при которых эксплуатация транспортного средства запрещается. К таким нарушениям относятся:
- дефекты рамы, сцепного устройства, тормозной системы, видимые нарушения геометрии корпуса цистерны и их элементов;
- течи в соединениях трубопроводов и арматуры, потеки через уплотнения насосов, вентилей, задвижек, прокладки резьбовых соединений, заглушек и торцевых уплотнений, потеки и потери перевозимых жидкостей (материалов) через неплотности соединений цистерны и рукавов;
- видимые зазоры в местах крепления цистерны к раме (шасси) автомобиля, геометрическая деградация крепежных элементов цистерны, опор, стремянок;
- транспортное средство не прошло государственный технический осмотр и на него не получено разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении;
- транспортное средство не зарегистрировано в Госпромнадзоре или иных государственных органах, уполномоченных регистрировать транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов;
- отсутствует (или имеется с истекшим сроком) свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов;
- водитель не имеет свидетельства ДОПОГ о соответствующей подготовке;
- имеются неисправности системы автоматики и (или) аварийной сигнализации;
- нарушены сроки проведения проверок цистерн;
- нарушены требования к нанесению маркировки;
- изменения в конструкции цистерны выполнены без согласования с изготовителем, а в случае внесения в конструкцию изменения, влияющего на безопасность дорожного движения,
- без документа, подтверждающего соответствие транспортного средства требованиям безопасности;
- имеются повреждения крышек загрузочных люков, их запоров и деталей уплотнения;
- на цистернах отсутствуют заземляющие устройства, предусмотренные эксплуатационной документацией, п. 58 постановления МЧС Республики Беларусь от 17 мая 2021 г. № 35.
Однако, учитывая длительный срок эксплуатации автомобильных цистерн и специфику сельскохозяйственных работ, необходимо постоянно обращать внимание на техническое состояние несущих и крепежных элементов цистерн, состояние шин, защищенность электропроводки, находящейся
во взрывопожароопасных зонах автоцистерн, исправность заземляющих устройств и средств пожаротушения и обязательного использования системы информации об опасности (включение маячка оранжевого цвета, ближнего света фар и т.д.).
Экономия ГСМ достигается не только технически правильной организацией слива и хранения нефтепродуктов, но и применением их строго по назначению при эксплуатации машинно-тракторного парка.
Сохранение качества ГСМ особенно важно для обеспечения надежной и долговечной работы транспорта. Предупреждать потери и утечки нефтепродуктов необходимо еще и в целях защиты окружающей среды.
Своевременно доставить ГСМ важно и необходимо, но не менее важно организовать безопасное проведение сливоналивных операций и погрузочно-разгрузочных работ с ГСМ, в том числе мероприятий по защите от статического электричества, действие которого непредсказуемо и опасно.
Важнейшая задача для хозяйств во время проведения полевых работ — обеспечить экономию, сохранность качества и рациональное использование ГСМ.
Для выполнения вышеуказанного на предприятиях необходимо иметь лиц, ответственных за проведение погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами. Функции лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, должны быть изложены в должностной и (или) рабочей инструкции или в приказе (распоряжении) о назначении ответственных лиц.
Лицо, ответственное за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, обеспечивает:
— контроль наличия на транспортных средствах, осуществляющих перевозку опасных грузов, требуемых документов и оборудования для обеспечения безопасности и соответствия этих документов и оборудования обязательным для соблюдения требований технических нормативных правовых актов;
— контроль состояния и сроков испытаний оборудования, используемого для выполнения погрузочно-разгрузочных операций;
— принятие мер по информированию работников о видах опасности, связанных с погрузкой и выгрузкой опасных грузов;
— контроль состояния контейнеров, транспортных средств, мест погрузки, выгрузки, наличие подготовленного персонала с отметкой в журнале проверки состояния контейнеров, транспортных средств, мест погрузки, выгрузки, наличия подготовленного персонала (далее — журнал) — до начала выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
— соблюдение требований в отношении идентификации загружаемых опасных грузов.
Лицо, ответственное за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, должно:
— до начала выполнения погрузочно-разгрузочных работ провести проверку состояния контейнеров, транспортных средств, мест погрузки, выгрузки, наличия подготовленного персонала с отметкой в журнале;
— после выгрузки опасного груза проконтролировать, чтобы транспортное средство или контейнер, в которых содержались упакованные опасные грузы и произошла их утечка, разлив или россыпь, до новой загрузки прошли очистку;
— своевременно организовывать и проводить зачистку резервуаров, техническое обслуживание топливораздаточных (маслораздаточных) колонок, трубопроводов и задвижек;
— постоянно проверять плотность соединений трубопроводов, герметичность люков и крышек резервуаров, исправность работы дыхательных клапанов, отсутствие трещин в сварных швах, а также целостность и исправность заземляющих устройств;
— убедиться в наличии и исправности соответствующих комплектов первичных средств пожаротушения, включающих щиты с пожарным инвентарем и ящики с песком, огнетушители и прочий инструмент.
Все светлые нефтепродукты, используемые в качестве топлива, по своей природе являются легковоспламеняющимися, некоторые обладают ядовитыми свойствами, поэтому при выполнении вышеуказанных работ необходимо строго соблюдать установленные правила перевозки опасных грузов и противопожарные мероприятия.