80 лет назад весенний солнечный день был опален огнем беспощадной расправы нацистских карателей над мирными людьми.
Генеральная прокуратура Республики Беларусь в апреле 2021 года возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и послевоенный период.
В основу принятого решения положены сведения о гибели миллионов белорусов и иных лиц вследствие зверств немецких оккупантов и их пособников.
Начатый Генпрокуратурой уголовный процесс по расследованию фактов геноцида направлен на установление конкретных лиц из числа немецких захватчиков и их пособников, которым удалось избежать ответственности за убийства мирных жителей, издевательства и пытки в концлагерях и гетто, массовый угон гражданского населения в немецкое рабство.
Сведения из уголовного дела позволят поставить перед международными организациями вопрос о признании Беларуси пострадавшей от геноцида, пресечь попытки обесценить историческую правду.
Совместный проект Белорусского телеграфного агентства, Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции - ЗА ПЕЧАТЬЮ ПАМЯТИ
«В моих воспоминаниях горит моя деревня…»
Геноциду подвергалась Беларусь, подвергался и наш
Лиозненский район. Об этом свидетельствуют факты, подтверждённые свидетельскими показаниями.
Один из них – письмо Кати Сусаниной.
Простая девочка, была отдана в рабство гитлеровскому помещику пану Шарлену. Доведенная до отчаяния в день своего 15-летия, юная Катя решила покончить жизнь самоубийством, а перед смертью написала последнее письмо своему отцу, солдату Красной Армии. Письмо было найдено после освобождения Лиозно в разрушенной печи. Это был маленький желтый конверт, прошитый нитками.
На конверте стоял адрес: «Действующая армия. Полевая почта №... Сусанину Петру». На другой стороне карандашом написаны слова: «Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке». Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не смогло попасть к адресату.
В деревне Красный Берег в Жлобинском районе Гомельской области находится мемориал «Детям – жертвам Великой Отечественной войны». Символический класс, с партами, и школьной доской, под открытым небом. На школьной доске – высеченное на граните письмо Кати Сусаниной, как вечное напоминание о безвинно загубленных юных жизнях.
Это письмо стало одним из свидетельства преступлений нацистов, которое было зачитано на Нюрнбергском судебном процессе и опубликовано в газете «Комсомольская правда» 27 мая 1944 года. Письмо хранится в архиве ВЛКСМ как обвиняющий документ фашизму. Копия письма представлена в экспозиции нашего музея. И хотя письмо не дошло до адресата (отец Кати пропал без вести), но строки из него – документальное свидетельство о злодеяниях гитлеровцев на нашей земле.
Как и страшная трагедия, которая произошла на Золотой горке на окраине городского посёлка.
В годы оккупации Адаменский ров – обрывистый склон Золотой горки, на которой до войны проходили праздники и массовые гуляния в Лиозно, стал местом кровавой расправы над мирными жителями. По данным Государственной чрезвычайной комиссии здесь было загублено как минимум 1717 человек.
24 февраля 1942 года стал самым страшным днём в истории городского посёлка Лиозно – это день массового расстрела жителей Лиозненщины фашистскими карателями.
Среди расстрелянных жителей Лиозно были родственники знаменитого художника Марка Шагала, которых постигла судьба тысяч их соплеменников.
Ныне существующий памятник жертвам фашизма установлен в 1983 году. Слева изображено лицо матери с ребенком, а справа на гранитной плите нанесены надписи на 3-х языках.
Трагедия сожжённой деревни Хатынь известна во всём мире. Её печальную судьбу: быть сожжённой вместе со всеми жителями, разделили ещё 628 белорусских деревень. На Лиозненской земле 196 деревень во время войны стали «огненными».
Трагическая судьба и у
деревни Асташево, которая повторила судьбу Хатыни.
Крепкая, трудолюбивая деревушка, расположенная в живописном месте насчитывала до войны 40 дворов, всего 180 жителей. Здесь жили обыденной крестьянской жизнью, работали в колхозе, занимались домашними хлопотами, растили детишек.
30 сентября 1943 года, всего за несколько дней до освобождения Лиозно, карательный отряд окружил деревню и всех, кто не успел убежать в лес: стариков, женщин и детей каратели загнали в хлев и две бани. Двери заперли, стены облили бензином и подожгли. В дыму задохнулось и заживо сгорело 160 мирных жителей.
В 1983 году на могиле жертв фашизма установлен памятник: на стеле с колоколами изображение женщины, укрывающей своё дитя от сполохов огня, а внизу «обгоревшие» гранитные плиты с именами тех, кто погиб во имя Победы, но не предал свою землю.
Памятник 196 деревням Лиозненщины, уничтоженным оккупантами в годы войны, 28 из которых были сожженными вместе со всеми жителями, 3 уже никогда не возродились. Вечная память и бесконечная боль.
Гитлеровские факельщики сожгли деревни: Новая Бель, Таранки, Якубовщина, Новь, Рубежница, Колышки и районный центр Лиозно и многие другие. От рук палачей погибли сотни мирных жителей всей Беларуси.
Другая деревня Лиозненского района – Марьяново – стала местом временной дислокации фашистского концлагеря. Неподалёку от деревни в лесу болотистая местность в 2,5 гектара была обнесена колючей проволокой. Здесь под открытым небом и разместили мирное население. Концлагерь просуществовал с мая по 3 июня 1944 года. Из 12 тысяч узников погибли 4 тысячи, 8 были спасены. Личной жизнью и жизнью своих детей заплатили многие высочанские медики за выполнение профессионального долга.
9 мая 1975 года в Высочанах был открыт обелиск павшим при защите Родины от немецко-фашистских захватчиков во время войны. Он был построен без проекта, силами и средствами работников Высочанской больницы, под руководством главврача, Антонова Алексея Гавриловича.
Расследование геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, несомненно, является данью памяти погибшим, безвинно уничтоженным гражданам нашей страны. Но, одновременно, нацелено на восстановления исторической и социальной справедливости, защиту интересов белорусов, служит реализацией антифашистского принципа: «Никогда больше!».