Люди, которые работают на земле, не должны ни в чем нуждаться. Такова принципиальная позиция Президента, которую он озвучил в феврале на собрании Белкоопсоюза. Одним из направлений комплексного развития сельских населенных пунктов является торговля.
Корреспондент «ВВ» на примере Чашникского сектора Лепельского филиала Витебского областного потребительского общества изучала вопрос об обеспеченности товарами жителей села.
Сеть этого сектора представлена 20 магазинами продовольственных товаров и одним – в агрогородке Краснолуки – промышленных. Кроме того, шесть передвижных автомагазинов доставляют товары в малонаселенные деревни. Времена, когда сельчане поголовно держали скот и по большей части обеспечивали себя животноводческой и растениеводческой продукцией, прошли. Теперь они, как и горожане, приобретают продукты к своему столу в магазинах и стали более требовательными к ассортименту в ближайших торговых точках. Казалось бы, парадоксально видеть в продаже в сельском магазине лук, морковь, капусту, пакетированное молоко, яйца, сало – а спрос на них есть.
Выбор продуктов в магазине агрогородка Иванск приятно впечатлил: в холодильных витринах – молочная и кисломолочная продукция, замороженная рыба, мясные полуфабрикаты, колбасы, консервы – всего по несколько сортов. Широко представлены бакалея, хлебобулочные и кондитерские изделия, имеются соль, сахар, растительное масло. Есть уголок промышленных товаров. И цены такие же, как
в районном или областном центрах.
– Конечно, мы стремимся удовлетворить спрос наших покупателей, – утверждают продавцы Светлана Вечерская и Елена Шитькова. – Сельским жителям некогда и неудобно постоянно ездить за покупками в город, а пожилым – еще и тяжело. У нас есть всё необходимое, даже «прысмакі». А самые ходовые товары – хлеб, молочка, яйца, колбасы, полуфабрикаты.
Кроме того, что стационарные магазины системы потребкооперации осуществляют торговлю, они выступают в качестве приемных пунктов вторичного сырья: скупают лом черных металлов, макулатуру, стеклотару. В сезон – излишки сельхозпродукции, грибы и ягоды.
– Мы всегда рядом с клиентами, – отмечает ведущий товаровед Чашникского сектора Лепельского филиала облпотребобщества Татьяна Шипуля, – будь то выездная торговля во время праздников или торговое обслуживание деревни, где осталось несколько жителей.
Более 150 деревень в Чашникском районе, где проживает около 3 тысяч человек, обслуживают специализированные автомагазины, оборудованные ларями для хранения замороженной продукции. По графику – дважды в неделю – они отправляются по своим маршрутам. До самой удаленной от райцентра деревни 65 км, но протяженность каждого маршрута гораздо больше.
Между экипажами в составе водителя и продавца и их подопечными складываются доброжелательные отношения. Пожилым женщинам даже покупки в дом заносят и привозят нужные лекарства из райцентра.
– Очень хорошие продавцы у нас, вежливые, внимательные, – отозвалась последняя жительница деревни Боровые Екатерина Никитична. – Что попросишь – в тетрадку запишут и следующий раз привезут. Вот я холодильник попросила – привезли. Меня навещают медики, участковый бывает, но автолавка – чаще всех.
Запросы и предпочтения своих постоянных клиентов продавцы знают назубок.
Сложнее спрогнозировать количество и разнообразие нужных товаров, когда на летний отдых в деревни приезжают дачники. Тогда, не отрицают работники торговли, случалось, что в последних на маршруте деревнях ассортимент был скромным. Брали на заметку и удовлетворяли спрос в следующий раз.
В настоящее время перебои есть разве что с наличием сигарет в сельских магазинах. Лепельский филиал облпотребобщества ищет пути решения этой проблемы.
На селе сохранилась традиция рассматривать магазин как своеобразный информационный центр, куда люди при-
носят новости местного значения со всей округи. Порой здесь идут дебаты и по поводу более глобальных известий. Есть примеры, когда продавцов выбирали в депутаты местного уровня, а это говорит о доверии.
– Большинство наших девчат преданы своему предприятию, – говорит Татьяна Шипуля. – Например, Алла Карпович из Новой Зари всю жизнь отработала в потребкооперации, трудится и на пенсии. Люди ее уважают. Отличные деловые и человеческие качества у продавцов из Краснолук Галины Капитанович и Людмилы Алехнович. Торговля на селе – дело хлопотное и не очень прибыльное. Тем не менее магазины Белкоопсоюза постоянно присоединяются к Соглашению о предоставлении социальной скидки. Благодаря этому пенсионеры, многодетные родители и малообеспеченные граждане могут покупать продукты питания 30 наименований – хлеб, муку, молоко, кефир и др. – со скидкой 10 %.