В связи с вступлением в силу норм Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2024 г. №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров», с 1 ноября 2024 г. для физических лиц, осуществляющих или планирующих осуществлять автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, меняются условия исполнения такой деятельности.
Об основных требованиях, предъявляемых к перевозчикам, водителям и диспетчерам, влиянии Указа на качество, безопасность и конкуренцию в сфере услуг такси в интервью
БЕЛТА рассказал первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Юрий Костюк.
- Главное новшество указа - введение в действие государственного информационного ресурса "Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении". В него до 1 ноября должны быть включены сведения о диспетчерах, автомобильных перевозчиках, транспортных средствах и водителях.
Владельцем и оператором реестра является Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций. Перечень информации, включаемой в реестр, определен постановлением Совета Министров от 1 августа 2024 года №565. В этот перечень включено все, что касается безопасности перевозок. Посредством реестра можно будет посмотреть, имеется ли у транспортного средства страховка и техосмотр. Также можно будет изучить соответствие транспортных средств предъявляемым требованиям.
Сведения в реестр начнут вносить с 1 августа 2024 года. При этом включать в него данные по 31 октября 2024 года будут без взимания госпошлины. А затем – со взиманием.
Ставки госпошлины определены следующие.
За включение в реестр сведений:
о транспортных средствах – 2 базовые величины за каждое транспортное средство;
о водителях – 1 базовая величина за каждого водителя;
о диспетчерах – 100 базовых величин с каждого диспетчера;
За внесение изменений в сведения:
о транспортных средствах – 1 базовая величина за каждое транспортное средство;
о водителях – 0,5 базовой величины за каждого водителя;
о диспетчерах – 1 базовая величина с каждого диспетчера.
С вступлением в силу указа диспетчерские службы в обязательном порядке должны будут размещаться на территории Беларуси. Это позволит обеспечить защиту прав пассажиров. Также на территории нашей страны должны будут размещены информационные системы и ресурсы, которые используются для приема и передачи заказов. В первую очередь это связано с безопасностью персональных данных, которые обрабатываются с их помощью. Если диспетчер и его программное обеспечение находятся за пределами страны, то все обрабатываемые ими персональные данные утекают за границу.
Отдельно стоит отметить введение обязательной видеофиксации процесса перевозки пассажиров. Требование распространяется как на перевозчика, так и на его водителей.
Деятельность без включения сведений в реестр будет является незаконной предпринимательской деятельностью. Стоит отметить, что за многие распространенные нарушения нахождение субъекта в реестре будет сначала приостанавливаться. За продолжение деятельности после приостановления или за более грубые нарушения предусмотрено исключение из реестра. Полный перечень оснований закреплен п.п.2.7 и 2.8 указа.
С 1 ноября начнет действовать норма, согласно которой перевозчик в обязательном порядке должен будет присваивать так называемый период активности. Он включает в себя режим эксплуатации транспортного средства и работы водителя. При этом если срок действия какого-либо документа, например о повышении квалификации, будет истекать, то программное обеспечение автоматически предупредит об этом заранее. Таким образом мы исключим нарушения, которые совершались неумышленно.
Более того, каждый диспетчер должен выгружать в реестр отчет о переданных заказах, в котором будет указываться дата и время его выполнения. Реестр в автоматическом режиме будет контролировать, мог ли субъект предоставлять эту услугу. То есть мы приходим к такому уровню регулирования транспортной отрасли, когда без проведения контрольных мероприятий можно видеть происходящую ситуацию и влиять на нее.
В соответствии со ст.34 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З "О дорожном движении" обеспечивать повышение квалификации водителей механических транспортных средств обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства.
Согласно пункту 22 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 №972, водители должны не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию по единым программам повышения квалификации водителей механических транспортных средств соответствующей категории.
Указанное требование к водителям являлось обязательным с 2015 года, однако в массовом порядке не выполнялось автомобильными перевозчиками по причине наличия пробелов в законодательстве, обеспечивающих его исполнение.
Зная о данных пробелах, некоторые автомобильные перевозчики с целью получения дополнительной выгоды организовали транспортную деятельность, игнорируя действующие нормы права. Выполнение перевозок сопровождалось заключением ряда мнимых либо притворных сделок.
Например, вместо трудовых отношений с водителями массово заключались договоры подряда и договоры возмездного оказания услуг, вместо договоров перевозок - договоры аренды транспортных средств с экипажем.
В указанных обстоятельствах эксплуатация транспортных средств притворно осуществлялась водителями, а не юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Подобные манипуляции позволяли практически безнаказанно продолжать предпринимательскую деятельность с систематическими нарушениями действующего законодательства, что отрицательно сказывалось на уровне квалификации водителей привлекаемых к перевозкам пассажиров.
Особое место в перечне условий, способствовавших совершению массовых нарушений, заняло отсутствие должной организации перевозок пассажиров со стороны диспетчерских служб. Диспетчеры зачастую умышленно осуществляли управление технологическим процессом перевозок с нарушениями требований законодательства. Заказы на перевозку пассажиров передавались водителям и на транспортные средства, не соответствующие требованиям законодательства. Во избежание пристального внимания со стороны контролирующих органов большинство перевозчиков и диспетчеров приняли решение "уйти в тень". Они убирали опознавательные фонари такси, оклейку с поверхности транспортных средств, не признавали статус диспетчера, не вели надлежащим образом учет заказов и не передавали их в полном объеме в налоговые органы.
С принятием указа данные пробелы в законодательстве были упразднены. При этом ряд субъектов транспортной деятельности, не принимая должных мер по устранению имевшихся ранее нарушений, продолжил работу, несмотря на тот факт, что нормами указа №32 был предусмотрен достаточный для этого период.
В настоящее время в Беларуси услуги по повышению квалификации водителей оказывают 32 организации - по категории В, 33 организации - по категории D.
Однако процесс устранения недостатков был начат автомобильными перевозчиками в массовом порядке только в августе 2024 года.
Указанное обстоятельство необоснованно повлекло наличие очередей на курсы повышения квалификации водителей, а также повышение их стоимости. При этом указанные негативные последствия стали возможными исключительно по причине вышеуказанных недобросовестных действий.
Использованы материалы
БЕЛТА