Начальник Республиканского центра полярных исследований Владимир Рыжиков и белорусские полярники в YouTube-проекте БЕЛТА «По факту: решения Первого» рассказали, над какими проектами работают ученые в Антарктиде.
«В Антарктике проводят, как правило, фундаментальные исследования (хотя любое фундаментальное исследование спустя ряд лет обычно развивается в прикладные результаты). Изучается, например, климат, содержание озонового слоя. Это позволяет, в частности, прогнозировать изменение погоды — при колебании содержания озона в атмосфере происходят различного рода погодные процессы, связанные с циклонической деятельностью, усилением ветра и так далее», — рассказал Владимир Рыжиков.
По его словам, с точки зрения биологических и микробиологических исследований регион Антарктики уникален. Микроорганизмы здесь приспособлены к низким температурам и мощному ультрафиолетовому излучению. «Эти микроорганизмы можно культивировать в лабораторных условиях на Большой земле (и так уже было сделано). И на их базе нашими учеными уже даже были разработаны биопрепараты для защиты растений», — отметил ученый.
Белорусские полярники изучают в Антарктике атмосферные аэрозоли, снежный и ледовый покров, проводят мониторинг озонового слоя и сейсмологический мониторинг. Белорусская станция может зафиксировать подземные толчки даже в других регионах земного шара. Пример — прошлогоднее землетрясение в Турции. Геолого-геофизические исследования, эколого-геохимический мониторинг, изучение фитохимического и фармакологического потенциала наземной флоры Антарктики — за экспедицию ученые проводят десятки исследований и экспериментов.
«Биологические исследование в Антарктиде начались практически с первых экспедиций. Целью работы является в том числе поиск биологически активных соединений, которые характеризуются противовоспалительными и антифугальными действиями. В идеале конечный результат — это получение лекарств, которые помогают от тяжелых болезней», — поделился участник 16-й Белорусской антарктической экспедиции биолог Егор Корзун.
Еще один участник экспедиции физик Александр Калевич добавляет: «Мы можем отслеживать перемещение больших скоплений аэрозолей в атмосфере. Также можем определить, где аэрозоли природные, а какие появились из-за влияния человека. Это все дает нам общую картинку: идет, условно, извержение вулкана, поднялась в атмосферу сажа (наша аэрозоль), и это облако движется в какую-то сторону. Как оно влияет на погодные условия, например, где оно находится и где оседает — вот за этим мы следим».