Субъектам промышленной безопасности. Госпромнадзор информирует

Председателем Витебского облисполкома Александром Субботиным утверждены на 2025 год организационно-методические указания по подготовке органов управления и сил Витебской территориальной подсистемы Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (далее- Организационно-методические указания).
Данные организационно-методические указания определяют приоритетные задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а главной задачей на текущий год считается повышение устойчивости работы экономики Витебской области и обеспечение жизнедеятельности населения условиях чрезвычайных ситуаций.
Отдельным пунктом поставлены задачи в области обеспечения промышленной безопасности:
предупреждение аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах и при перевозке опасных грузов;
организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых субъектом промышленной безопасности опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах;
соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области промышленной безопасности;
исключение случаев эксплуатации потенциально опасных объектов, технических устройств, не прошедших в установленном порядке техническое освидетельствование и (или) техническое диагностирование; принятие своевременных мер по устранению причин и условий, влекущих нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности, перевозки опасных грузов.
Рассмотрим каждую задачу в отдельности, определим основные нормативно-правовые акты, выполнение требований которых позволит качественно справиться с поставленными задачами субъектам промышленной безопасности.
Задача №1. Предупреждение аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах и при перевозке опасных грузов.
На сегодняшний день, 1863 субъекта хозяйствования Витебской области эксплуатируют 313 опасных производственных объектов и более 26000 потенциально опасных объектов (объекты химической промышленности, переработки зерна и аммиачных установок, горных и взрывных работ, металлургического производства, оборудование, работающее под давлением, объекты газораспределительной системы и газопотребления, подъемные сооружения, аттракционы, автомобильные транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов и др.).
В целях предупреждения случаев аварийности и травматизма субъект промышленной безопасности должен разрабатывать и реализовывать комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектах, установленных Законом Республики Беларусь «О промышленной безопасности» (далее – Закон «О промышленной безопасности»), актами Президента Республики Беларусь, правилами по обеспечению промышленной безопасности, техническими регламентами Таможенного союза и иными актами законодательства, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Комплекс организационных и технических мероприятий должен включать:
порядок обеспечения промышленной безопасности: получение специального разрешения (лицензии) на деятельность в области промышленной безопасности, разрешения (свидетельства) на право выполнения отдельных видов работ (услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, проведение идентификации, принадлежащих субъекту промышленной безопасности, опасных производственных объектов;
проведение экспертизы промышленной безопасности, технического диагностирования, технического освидетельствования, испытаний потенциально опасных объектов, технических устройств в установленные сроки; проведение подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности работников;
регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре, внесение при необходимости изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов;
регистрация потенциально опасных объектов в Госпромнадзоре, их техническое освидетельствование и техническое диагностирование при достижении назначенного ресурса (назначенного срока службы);
разработка, оформление и представление деклараций промышленной безопасности для опасных производственных объектов I и II типов опасности, внесение в них изменений и (или) дополнений;
осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах;
мероприятия по предупреждению аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах;
мероприятия по локализации и ликвидации аварий и инцидентов, их последствий на опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте;
обучение работников действиям в случае аварии или инцидента.
Задача №2. Организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых субъектом промышленной безопасности опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах.
Общий порядок организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности регламентируется статьями 29 и 30 Закона «О промышленной безопасности», а также Постановлением МЧС Республики Беларусь от 15 июля 2016 года №37 «Об утверждении примерного положения об организации и осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности» (далее – Постановление №37).
В соответствии с Постановлением № 37 под производственным контролем понимается контроль за соблюдением требований законодательства в области промышленной безопасности внутри субъекта промышленной безопасности.
В качестве основных задач производственного контроля выделяют:
обеспечение соблюдения требований законодательства, в том числе лицензионных требований и условий, в области промышленной безопасности; анализ состояния промышленной безопасности в субъекте промышленной безопасности и разработка мероприятий, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение вреда и материального ущерба работникам субъекта промышленной безопасности, третьим лицам, окружающей среде;
координация работ, направленных на предупреждение аварий, инцидентов на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах;
контроль за своевременным проведением технического диагностирования и технических освидетельствований потенциально опасных объектов, технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений, а также за соблюдением субъектом промышленной безопасности технологической дисциплины при производстве работ на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах.
Для организации производственного контроля в области промышленной безопасности в соответствии со статьей 29 Закона «О промышленной безопасности» руководитель субъекта промышленной безопасности или его обособленного подразделения в установленном законодательством порядке обеспечивает наличие структурного подразделения, ответственного за осуществление производственного контроля (далее – служба промышленной безопасности), или вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности, или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона «О промышленной безопасности» (далее – ответственное лицо).
Полномочия службы промышленной безопасности, инженера по промышленной безопасности и ответственного лица изложены в статье 30 Закона «О промышленной безопасности».
В соответствии с данной статьей работники службы промышленной безопасности (инженер по промышленной безопасности, ответственное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности) при осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности в соответствующем субъекте промышленной безопасности уполномочены:
- проводить проверки состояния промышленной безопасности, соблюдения требований промышленной безопасности, рассматривать документы по вопросам промышленной безопасности;
- требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работников, допустивших нарушения требований промышленной безопасности, выдавать должностным лицам субъекта промышленной безопасности обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований промышленной безопасности;
- организовывать и проводить информационно-разъяснительную работу с работниками по вопросам промышленной безопасности;
- вносить предложения руководителю субъекта промышленной безопасности по предупреждению аварий и инцидентов.
Порядок реализации указанных полномочий и общий порядок осуществления производственного контроля должны регламентироваться разработанным субъектом промышленной безопасности положением о порядке организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности.
Задача № 3. Соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области промышленной безопасности.
Согласно ст. 23 Закона «О промышленной безопасности» потенциально опасные объекты, технические устройства подлежат оценке соответствия техническим требованиям в случаях и порядке, предусмотренных актами законодательства об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия, международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза (далее – ТР ТС/ЕАЭС).
В Республике Беларусь действуют 8 ТР ТС/ЕАЭС в области промышленной безопасности:
«О безопасности пиротехнических изделий" (ТР ТС 006/2011);
«Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011);
«О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (ТР ТС 012/2011);
«О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» (ТР ТС 016/2011);
«О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе» (ТР ТС 028/2012);
«О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013);
«О безопасности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016);
«О требованиях к магистральным трубопроводам для транспортирования жидких и газообразных углеводородов» (ТР ЕАЭС 049/2020).
Для обеспечения соблюдения требований ТР ТС/ЕАЭС, повышение эффективности надзора за безопасностью и качеством продукции, размещаемой на рынке страны, Президентом Республики Беларусь 9 февраля подписан Указ № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов» (далее – Указ № 48).
Согласно Указу № 48 в случаях установления опасной продукции (не отвечающей требованиям ТР ТС/ЕАЭС по ее безопасности для жизни и здоровья человека, имущества и окружающей среды или по которой изготовитель (продавец) умышленно придал внешний вид и (или) отдельные свойства определенного вида продукции, но при этом она не может быть идентифицирована как продукция, за которую выдается, а также неправомерной выдачи (принятия) документов об оценке соответствия такой продукции требованиям ТР ТС/ЕАЭС) юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, выдаются предписания на запрет ввоза и (или) обращения опасной продукции на территории Республики Беларусь, копии таких предписаний направляются республиканским органам государственного управления и государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, в том числе таможенным органам, для предотвращения ввоза и (или) обращения такой продукции на территории Республики Беларусь, принимается решение о прекращении (приостановлении) действия на территории Республики Беларусь документов об оценке соответствия такой продукции требованиям ТР ТС/ЕАЭС.
За нарушения требований ТР ТС/ЕАЭС вводится административная ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, вводится ответственность юридических лиц, ответственных за достоверное проведение испытаний продукции, за нарушения правил и процедур обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов (сертификация, декларирование). Органом, уполномоченным за соблюдением требований технических регламентов Таможенного и Евразийского экономических союзов в области промышленной безопасности, определен Госпромнадзор.
Задача № 4. Исключение случаев эксплуатации потенциально опасных объектов, технических устройств, не прошедших в установленном порядке техническое освидетельствование и (или) техническое диагностирование.
Качественное выполнение данной задачи возможно при соблюдении требований, определенных в ст.24 Закона «О промышленной безопасности».
Потенциально опасные объекты подлежат техническому освидетельствованию в целях подтверждения их соответствия требованиям правил по обеспечению промышленной безопасности до ввода в эксплуатацию и в процессе эксплуатации.
Техническое освидетельствование потенциально опасных объектов проводится экспертом в области промышленной безопасности до ввода их в эксплуатацию и в процессе их эксплуатации в случаях, порядке и сроки, установленные актами законодательства в области промышленной безопасности.
Техническое диагностирование представляет собой изучение технического состояния потенциально опасного объекта, технического устройства путем анализа соответствия значений параметров потенциально опасного объекта, технического устройства требованиям технической документации.
Целью данного изучения является прогнозирование интервала времени (ресурса), в течение которого сохранится работоспособное (исправное) состояние потенциально опасного объекта, технического устройства.
Потенциально опасные объекты, технические устройства подлежат техническому диагностированию в следующих случаях:
при достижении назначенного ресурса (назначенного срока службы) потенциально опасного объекта, технического устройства, а также количества циклов нагружения, установленных его изготовителем;
при временном нахождении под воздействием факторов, параметры которых превышают предельно допустимые для материала, из которого изготовлены элементы потенциально опасного объекта, технического устройства;
по решению субъекта промышленной безопасности.
Техническое диагностирование потенциально опасных объектов, технических устройств проводят организации, имеющие специальное разрешение (лицензию) на деятельность в области промышленной безопасности, в порядке и сроки, определенные актами законодательства в области промышленной безопасности.
Задача №5. Принятие своевременных мер по устранению причин и условий, влекущих нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности, перевозки опасных грузов.
Данная задача выполняется при соблюдении требований статьи 26 Закона «О промышленной безопасности».
Субъект промышленной безопасности обязан:
- обеспечивать соблюдение требований настоящего Закона, иных актов законодательства в области промышленной безопасности;
- принимать меры по сохранению жизни и здоровья своих работников;
- укомплектовать штат работников субъекта промышленной безопасности, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, технических устройств, обеспечивающих промышленную безопасность;
- допускать к работе, выполнению работ (оказанию услуг) (далее в настоящей статье – работа) на опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте работников субъекта промышленной безопасности, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, прошедших проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, имеющих при себе удостоверение и не имеющих медицинских противопоказаний к выполнению указанной работы;
- обеспечивать проведение подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности работников субъекта промышленной безопасности;
- отстранять от работы на опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте работников субъекта промышленной безопасности, не прошедших в установленных законодательством случаях и порядке проверку знаний по вопросам промышленной безопасности;
- осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых субъектом промышленной безопасности опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах;
- принимать меры по предотвращению проникновения на опасный производственный объект и (или) потенциально опасный объект посторонних лиц;
- обеспечивать проведение идентификации принадлежащих ему опасных производственных объектов;
- обеспечивать регистрацию опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, внесение при необходимости изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов;
- обеспечивать в порядке, предусмотренном Законом «О промышленной безопасности», проведение экспертизы промышленной безопасности, технического диагностирования, технического освидетельствования, испытаний потенциально опасных объектов, технических устройств в сроки, установленные правилами по обеспечению промышленной безопасности;
- обеспечивать разработку, оформление и представление деклараций промышленной безопасности для опасных производственных объектов I и II типов опасности, внесение в них изменений и (или) дополнений;
- принимать меры по созданию инженерных систем контроля и наблюдения, систем оповещения и связи, средств и систем защиты, поддержанию их в исправном состоянии, а также по созданию и оснащению учебных полигонов, тренажеров для отработки практических навыков, необходимых при авариях и инцидентах;
- выполнять требования (предписания) об устранении нарушений, вынесенные Госпромнадзором; принимать меры по предупреждению аварий и инцидентов на принадлежащих ему опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах;
- в случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, приостанавливать эксплуатацию принадлежащих ему опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, технического устройства самостоятельно или по предложению о приостановлении (запрете) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования, вынесенному Госпромнадзором;
- своевременно информировать Госпромнадзор, местные исполнительные и распорядительные органы об аварии, инциденте на принадлежащих ему опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте либо об угрозе их возникновения в соответствии с законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- разрабатывать и проводить мероприятия по локализации и ликвидации аварий и инцидентов, их последствий на принадлежащих ему опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте, оказывать содействие государственным органам в техническом расследовании причин таких аварий и инцидентов;
- обучать своих работников действиям в случае аварии или инцидента;
- принимать участие в техническом расследовании причин аварии, проводить техническое расследование (принимать участие в техническом расследовании) причин инцидента на принадлежащих ему опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте;
- вести учет аварий и инцидентов на принадлежащих ему опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте, анализировать причины их возникновения.
Работники субъекта промышленной безопасности обязаны:
- соблюдать требования актов законодательства в области промышленной безопасности; знать порядок действий в случае аварии или инцидента и при необходимости выполнять эти действия;
- проходить проверку знаний по вопросам промышленной безопасности;
- незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя (субъекта промышленной безопасности – индивидуального предпринимателя) и (или) лицо, ответственное за ведение работ при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, об угрозе возникновения или о возникновении аварии и (или) инцидента.
Работники субъекта промышленной безопасности, имеющего опасные производственные объекты, не вправе принимать участие в забастовках.
Исполнение задач в области обеспечения промышленной безопасности, поставленных организационно-методическими указаниями, позволит добиться повышения уровня промышленной безопасности и производственного контроля за соблюдением требований законодательства в области промышленной безопасности, создаст необходимые условия и устойчивое функционирование опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, позволит сдержать факторы, влияющие на риск возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе не допустить возникновения аварий и инцидентов, повысит устойчивость работы экономики Витебской области.