Порядок обращения за осуществлением административных процедур в электронной форме
В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур» заявление заинтересованного лица в электронной форме подается через единый портал электронных услуг после получения к нему доступа:
- без использования средств идентификации, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящей части;
- с использованием уникального идентификатора заинтересованного лица (кроме случаев, когда заинтересованным лицом является юридическое лицо). Порядок получения уникального идентификатора устанавливается Советом Министров Республики Беларусь;
Выдача уникального идентификатора
Наименование | Документы и (или) сведения, представляемые гражданином | Размер платы | Срок действия справки, другого документа (решения) | Нормативные документы |
Выдача уникального идентификатора |
- заявление - документ, удостоверяющий личность - письменное согласие на проведение сверки указанных гражданином сведений с информацией, содержащейся в государственных информационных ресурсах (системах), владельцем которых является Министерство внутренних дел (в соответствии с п. 6 Положения о порядке получения уникального идентификатора, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 22.08.2017 № 637) |
бесплатно | бессрочно | Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2017 № 637 |
с использованием личного ключа электронной цифровой подписи, сертификат соответствующего открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.
Способ доступа к единому порталу электронных услуг для подачи заявления заинтересованного лица в электронной форме определяется Советом Министров Республики Беларусь в перечне административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг.
Алгоритм осуществления административных процедур в электронной форме через единый портал электронных услуг
Шаг 1. Регистрация на едином портале электронных услуг
Зарегистрироваться на портале https://portal.gov.by/ (раздел «Регистрация») можно двумя способами:
• через электронную почту путем заполнения регистрационной формы. Получив сообщение по электронной почте, необходимо активировать личный кабинет пользователя;
• через электронную цифровую подпись. В этом случае следует придерживаться соответствующей инструкции.
Справочно: Получить ключ ЭЦП можно в региональных регистрационных центрах республиканского удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (РУЦ ГосСУОК), который осуществляет все необходимые процедуры, связанные с открытым ключом ЭЦП, сертификатом открытого ключа и самой ЭЦП.
Подробнее о функционировании РУЦ ГосСУОК и получении ключа электронной цифровой подписи см.https://nces.by/pki/.
Шаг 2. Авторизация на портале
Авторизация зависит от способа регистрации: либо с использованием логина и пароля, либо с использованием ЭЦП. Наряду с уже традиционной ЭЦП, граждане могут идентифицироваться с помощью уникального идентификатора.
Справочно Уникальный идентификатор - средство идентификации гражданина при осуществлении административных процедур в электронной форме через личный электронный кабинет, в отношении которых законодательством об административных процедурах установлена такая форма их осуществления (абзац 5 п.2 Положения о порядке получения уникального идентификатора, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2017 № 637).
Конкретный способ авторизации напрямую зависит от сложности и значимости процедуры. Чем она важнее, тем более высоким будет уровень идентификации (п.7 Положения об общегосударственной автоматизированной информационной системе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2011 № 1074).
Шаг 3. Заполнение электронного заявления об осуществлении электронной процедуры
Электронное заявление об осуществлении электронной процедуры заполняется в личном кабинете пользователя. Перечень административных процедур в соответствии с правами пользователя отобразится в его личном кабинете.
Шаг 4. Оплата процедуры
При заказе электронной процедуры в личном кабинете пользователя формируется 30-значный код - номер заказа, с помощью которого оплачивается данная процедура любым удобным способом (например, через любое отделение банка, ЕРИП). В личном кабинете пользователь прикрепляет электронный вид квитанции об оплате административной процедуры.
Шаг 5. Получение электронного решения
Электронное заявление уполномоченный государственный орган рассматривает в том же порядке, что и заявления в письменной форме, но с учетом некоторых особенностей. После выполнения административной процедуры уполномоченным органом в личном кабинете пользователя отобразится решение по результатам оказания административной процедуры.